Лекция 1: Вводная

Тактико–специальная подготовка

Учебные цели:

Подготовить офицера запаса танковых войск, знающего боевые уставы Сухопутных войск и основные положения наставлений по обеспечению боевых действий Сухопутных войск, умеющего применять их положения при решении обеспечения различных боевых задач, способного выполнять функциональные обязанности ЗКВ батальона.

В результате изучения тактико-специальной подготовки студенты должны:

ЗНАТЬ:

  • основы современного общевойскового боя, организацию, вооружение, тактику действий танковых подразделений и управление ими в бою;
  • мероприятия по приведению подразделений в установленные степени боевой готовности;
  • организацию, вооружение, боевую технику и тактику действий подразделений и частей иностранных армий.
  • боевые свойства оружия массового поражения иностранных армий, способы защиты от него и способы ведения боевых действий войск в условиях его применения.
  • организацию и боевые возможности химических подразделений общевойсковых частей по защите личного состава и БТВТ от поражающих факторов ОМП вероятного противника;
  • организацию связи в подразделениях, устройство танковой радиостанции и радиостанции ротной сети, основные
  • положения по организации управления подразделениями в бою, правила ведения радиообмена.
  • основы танкотехнического обеспечения боевых действий танковых, мотострелковых частей и подразделений на марше и в основных видах боя;
  • правила ведения рабочей карты и составления боевых графических документов.

УМЕТЬ:

  • выполнять должностные обязанности по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, поддерживать высокую боевую готовность подразделений;
  • организовывать подготовку, техническое обслуживание, ремонт и эвакуацию боевой техники в различных видах боя;
  • работать на средствах связи и устранять простейшие неисправности;
  • организовывать и осуществлять защиту ремонтных подразделений от ОМП и проведения специальной обработки;
  • проводить занятия по общевоенной и военно-технической подготовке с личным составом;
  • вести рабочую карту, исполнять боевые графические документы;
  • владеть штатным оружием и боевой техникой роты.

ОЗНАКОМИТЬСЯ:

  • с вооружением и боевой техникой подразделений танкового полка, дивизии;
  • с организацией, планированием и ходом боевой подготовки в ОРВБ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  1. Тактико- специальная подготовка является ведущей дисциплиной в подготовке офицеров запаса. Она наиболее полно обеспечивает их подготовку к выполнению обязанностей в современном общевойсковом бою и обеспечивает высокую полевую в соответствии с требованиями приказов Министра обороны. Темы занятий по тактико-специальной подготовке увязываются с изучением других военных дисциплин.
  2. Основными видами учебных занятий по тактико-специальной подготовке являются: лекции, семинарские занятия, тактико-строевые занятия, тактические и тактико-специальные учения, которые проводятся в поле, на местности, в любых условиях погоды, сложной быстроменяющейся обстановке.
  3. Для проведения всех видов занятий по тактико-специальной подготовке разрабатывается методическая документация на кафедре. Для проведения практических занятий преподавателями составляются дополнительно планы проведения занятий.
  4. Для активизации и эффективности всех учебных занятий по тактико-специальной подготовке, а также повышения производительности труда преподавателей и студентов следует широко и творчески применять технические средства обучения: механические и злектромеханические устройства, радио, телевидение, различную проекционную аппаратуру, средства звукозаписи и воспроизведения, учебно-наглядные пособия и тренажерные устройства.
  5. Основой тактико-специальной подготовки является полевая выучка. 70-80% занятий по тактико-специальной подготовке проводятся на местности, на тактических учебных полях и оборудованных городках с целью привития студентам практических навыков и воспитания высоких морально-боевых качеств: смелости, иниациативы, находчивости, выработки навыков принятия решения в короткие сроки; обеспечения твердого и гибкого управления в сложных условиях современного боя, в обстановке максимально приближенной к боевой, с учетом боевого опыта Великой Отечественной войны и локальных войн, боевых примеров войны в Афганистане.
  6. Все тактико-специальные занятия и групповые упражнения проводятся в комплексе с военно-технической, химической, инженерной и общевоенной подготовкой с целью закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков путем тренировки в выполнении нормативов по предметам обучения и решения вводных задач. Тактическая обстановка, создаваемая руководителем занятий, должна отвечать требованиям ведения боевых действий с реальной оценкой организации и тактики действий подразделений иностранных армий и приближена к боевым условиям без упрщений и послаблений. На занятиях должны совершенствоваться знания студентов по тактике действий и боевым возможностям танкового батальона в основных видах боевых действий, а также тактике действий подразделений иностранных армий.
  7. Групповые упражнения-одна из форм индивидуального обучения студентов по тактико-специальной подготовке на местности, на картах, а также на макете местности или на ящике с песком. Оно предназначено для привития обучаемым умений и начальных навыков по основным вопросам управления войсками в роли какого-либо должностного лица, а также для более глубокого усвоения теоретических положений на фоне конкретной тактической обстановки. На групповых упражнениях широко применяются такие методы обучения как практическая работа, тренировка, объяснение и показ. В целях достижения более высоких результатов следует применять перечисленные методы в разумном сочетании. Темы групповых упражнений отрабатываются в течение одного или нескольких занятий. На одном занятии продолжительностью 3-4 часа изучается обычно несколько учебных вопросов. Их содержание , метод и место проведения может уточняться начальником военной кафедры в зависимости от степени подготовленности обучаемых.
  8. Практические занятия - одна из форм индивидуального обучения по тактико-специальной подготовке в аудитории, на местности, на тренажерах, стендах, материальной части вооружения танка, методом показа,объяснения и тренировок, а также решения задач, летучек на макете местности. Основная цель практических занятий по тактико-специальной подготовке- подготовить студента для действий в составе подразделения. На занятиях каждый студент должен иметь необходимую экипировку, а при необходимости приборы, стенды тренажеры, средства связи и т.п. Практическое занятие готовится старшим преподавателем (преподавателем) под руководством начальника цикла. Практическое занятие проводится продолжительностью 2-4 часа с рассмотрением 3-4 учебных вопросов. Навыки, полученные студентами на практических занятиях, в последующем обучении закрепляются на тактико-специальных занятиях, групповых упражнениях и на тактических учениях.
  9. Tактико-специальные учения проводятся на завершающем этапе обучения на учебном сборе в войсках в течение 1,5-2 суток с каждой ротой и комплексируется с другими видами общевоенной и военно-технической подготовки. План ротного тактико-специального учения разрабатывается на военной кафедре и утверждается командиром воинской части, на базе которой проводится учебный сбор. Ротные тактико-специальные учения проводит начальник цикла. При наличии двух и более студенческих рот они проводятся двухсторонними, а одной- односторонними с обозначением противника. При проведении тактико-специальных учений основное внимание уделяется практическим вопросам работы заместителя командира батальона по вооружению, организации подготовки танков к бою, проведение мероприятий по техническому обеспечению. В ходе учений предусматривается замена обучаемых по должностям, чтобы каждый студент имел практику в организации технического обеспечения подразделений в различных видах боя, в управлении органами технического обеспечения танкового батальона.
  10. Знания студентов по военно-технической, инженерной, общевоенной подготовке, защите от ОМП закрепляются на тактико-специальных занятиях, групповых упражнениях в специализированных классах, групповых упражнениях на местности, на тактико-специальных учениях.