Уголовно-правовая защита информации

Курсовая работа: Уголовно-правовая защита информации

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Уголовно-правовая защита информации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 3

Глава 1. Информация как предмет уголовно-правовой охраны.. 6

Глава 2. Понятие и виды преступлений в сфере охраняемой законом информации. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41

Список использованной литературы... 44

Введение

Современный период развития общества характеризуется тем, что информационные процессы стали необходимым атрибутом обеспечения деятельности государственных органов, предприятий и граждан. Информация овеществляется во всех факторах общественного производства и составляет практически начальный, "нулевой" цикл по отношению к любому производимому товару, выполняемой работе и оказываемой услуге. По своей значимости информационные ресурсы наряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными составляют важнейший потенциал государства и общества.

Конституция Российской Федерации (далее - Конституция), провозглашая свободу информации (п.4 ст.29), тем не менее, указывает на то, что свобода эта не безгранична; в п.1 ст.23 предусмотрено право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Сбор информации о частной жизни, ее хранение, использование и распространение осуществляются только с согласия лица, которого эти сведения затрагивают, за исключением случаев, прямо указанных в законах (п.1 ст.24).

Таким образом, Конституция создает предпосылки для охраны информации.

Необходимость правовой охраны некоторых видов информации от несанкционированного доступа объясняется тем, что вместе с новыми информационными технологиями возникли и новые виды посягательств, ранее не известных отечественной юридической науке и практике. Например, незаконные получение и разглашение коммерчески значимой информации могут принести серьезный моральный и материальный ущерб как отдельным заинтересованным лицам, так и крупным организациям. Гораздо более серьезные последствия могут наступить от получения и разглашения сведений, содержащих сведения о частной жизни граждан или государственную тайну.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК) содержит целый ряд норм, предусматривающих ответственность за общественно опасные деяния в сфере охраняемой законом информации: ст. ст.137, 138, 155, 183, 272-274, 310 и др. Большинство этих норм являются новыми для уголовного законодательства РФ.

Статистические показатели отмечают неуклонный рост количества совершаемых преступлений рассматриваемой категории. Так, например, если в 1999 г. было выявлено 52 факта нарушений тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138 УК), то в 2000 г. уже 78. Значителен рост незаконных получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст.183 УК) [1] - 12 и 53 преступления соответственно. Тенденцию к стремительному росту имеют преступления в сфере компьютерной информации: общее количество зарегистрированных деяний, предусмотренных главой 28 УК, в 1999 г. составило 285, а в 2000 г. - 610.

Трудно переоценить важность точно формализованного представления о сущности и свойствах информации как феномена, по поводу которого осуществляются разнообразные, в том числе и криминальные деяния. Для правильного понимания этих деяний, квалификации их в качестве общественно опасных требуется привлечение совокупности норм российского законодательства, квалифицирующих подобные действия как незаконные, неправомерные. Без ясного понимания норм, регулирующих информационные правоотношения, правоохранительные органы не смогут правильно определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и дать точную правовую оценку выявленным преступлениям в области информационных правоотношений.

Целями настоящей работы является: изучение механизма уголовно-правовой охраны общественных отношений, складывающихся по поводу соблюдения установленного порядка обращения с охраняемой законом информацией, выявление проблем защиты указанной информации и выработка направлений совершенствования законодательства.

Для достижения поставленных целей в работе определяется статус информации как предмета уголовно-правовой охраны, дается уголовно-правовая характеристика преступлениям, посягающим на охраняемую законом информацию.

Глава 1. Информация как предмет уголовно-правовой охраны

В обществе существует особый вид отношений - информационные отношения, которые возникают между людьми по поводу сбора, обработки, накопления, хранения и использования информации. Предметом информационных отношений является информация. Однако это понятие в уголовном праве имеет свои особенности.

Традиционно предмет преступления определяется как вещь, в связи с которой или по поводу которой совершается преступление, следовательно, предметом преступного воздействия являются "реальные, конкретные материальные объекты, на которые может быть оказано непосредственное воздействие, явления реальной действительности, например, действия, процессы, идеальные вещи" [2]. Информация не является вещью, в связи с чем возникает вопрос о том, можно ли признать ее предметом преступления или же предметом является только ее материальный носитель?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть понятие материального носителя и определить общеправовой статус информации.

Понятие материального носителя в законодательстве является ограниченным в сравнении с его философским пониманием. Правовое понятие материального носителя неоднозначно. Оно зависит от тех целей, которые преследует законодатель при регулировании тех или иных отношений [3]. Как правило, под материальным носителем понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, создавая тем самым возможность для ее накопления, хранения, передачи и использования [4]. Однако в некоторых нормативно-правовых актах это понятие употребляется в более узком смысле. Так, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" распространяется не только на конкретный класс информации - на документированную информацию, то есть уже полученную, объективированную и зафиксированную на материальном носителе. Одной из целей указанного Закона является "установление обязанности владельца информации предоставить ее для формирования информационных ресурсов в письменной или иной читаемой форме с указанием реквизитов, которые соответствуют стандарту и позволяют установить ее источник (автора), время создания, назначение, содержание и значение (ценность) для определенной системы знаний и отношений" [5]. Физическое поле (пространство, в котором проявляются физические свойства материального объекта в результате его взаимодействия со средой) не является в данном случае материальным носителем. Документированная информация представляет собой такую организационную форму, которая определяется как единая совокупность: а) содержания информации, б) реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры, в) материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены [6]. Документированная информация приравнивается к понятию документа, которое может рассматриваться в широком и узком смысле. Обычно под документом в широком смысле слова понимается информация, зафиксированная вне памяти человека или ЭВМ любым способом на том или ином материальном носителе с целью обращения в информационной сфере [7]. Однако данное определение не включает в себя электронный документ, за которым признается юридическая сила, если он имеет электронную цифровую подпись (п.3 ст.5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"), и который также признается документированной информацией. Такое широкое понятие документа дается, например, в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" [8], в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле" [9]. В узком смысле под документом понимают материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение [10].