Уголовная ответственность несовершеннолетних

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетних, суды должны выявлять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза специалистами в области детской и юношеской психологии или соответствующие вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психиатра.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется также в особом подходе УК РФ к оценке совершенных подростками преступлений и их личности при определении рецидива преступлений. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании наличия рецидива преступлений не принимаются во внимание судимости за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет. Судебная практика последовательно исходит из этого положения1.

Несовершеннолетие виновного во всех случаях признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

К несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены следующие меры уголовно-правового воздействия:

1) принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ) в связи с освобождением виновного от уголовной ответственности;

2) назначено наказание (с учетом положений ст. 88, 89 УК РФ);

3) принудительные меры воспитательного воздействия в связи с освобождением несовершеннолетнего от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

4) помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием в связи с его освобождением от наказания (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

2. Особенности применения наказания к несовершеннолетним

2.1 Понятие наказания и обстоятельства, которые учитываются при его назначении

Наказание эта мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ч. 1. ст. 43 УК РФ) к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав интересов осужденного.

Наказание в отличие от иных мер государственного принуждения (административных, гражданско-правовых), характеризуется следующими наиболее существенными признаками:

1. Наказание устанавливается только уголовным законом.

2. Наказание назначается только по обвинительному приговору суда, в соответствии с уголовным законом.

3. Наказание назначается судом от имени государства. Это означает, что наказание не может быть вынесено ни определением суда, ни его постановлением, ни иным решением. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ [6]). В соответствии с этой статьей Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается не виновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

4. Наказание заключает в себе государственное порицание, как деяния, так и личности виновного. Назначение виновному наказания означает, что ему от имени государства дана отрицательная морально-политическая оценка. Она заключена в обвинительном приговоре суда.

5. Уголовное наказание порождает судимость; другие меры государственного принуждения не влекут такого последствия.

6. Уголовное наказание – это правовое последствие преступления, тогда как другие меры правового воздействия – результаты менее опасных для общества правонарушений. Уголовный закон не выделяет какую-либо специфику целей наказания в отношении несовершеннолетних. Однако это не означает, что ее вообще нет. Учитывая, что личность несовершеннолетних обладает такими качествами, как изменчивость, несформированность, пластичность, при правильно организованном процессе исполнения наказания существует больше шансов для оказания благоприятного исправительного воздействия на подростков. Так, при совершении ими впервые неосторожных преступлений, иных преступлений небольшой и средней тяжести и некоторых тяжких преступлений помимо целей предупреждения новых преступлений, восстановления социальной справедливости и исправления, целью наказания является воспитание - привитие уважительного отношения к человеческой личности как наивысшей ценности в обществе, чужой собственности, результатам трудовой деятельности.

Наказание есть не только кара за совершенное преступление. Оно имеет свои цели. Так в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ: «Уголовное наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».

Любое преступление нарушает социальную справедливость, так как оно причиняет вред личности, обществу, государству; ущемляет права потерпевших, наносит моральный, материальный или физический вред. Поэтому восстановление социальной справедливости предполагает восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства: это возмещение ущерба от преступления, определение наказания, соразмерного тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. [7]

Социальная справедливость в наказании раскрывается также через закрепленный в ст. 6 УК принцип справедливости.

Исправление осужденного направлено на превращение его законопослушного гражданина, на привитие у него уважения к законам, правилам человеческого общежития, приспособление к нормальным условиям жизни в обществе.

Исправление предполагает процесс воспитательного воздействия на осужденного со стороны органов, исполняющих то или иное наказание.

Реализация цели предупреждения преступлений предполагает недопущение совершения новых преступлений, как самим осужденным, так и иными лицами. Ее осуществление связано с воздействием наказания к лицу, осужденному за совершение преступления, а также к иным, неустойчивым в законопослушном отношении лицам, заставляя тем самым их под страхом наказания не совершать преступлений. Цель предупреждения совершения преступления осужденным достигается путем применения различных воспитательных мер со стороны органов государства, исполняющих примененное к нему наказание.

Цель предупреждения совершения преступлений иными лицами заключается в психологическом воздействии на неустойчивых граждан, путем наказания виновных, неотвратимости наступления ответственности за совершенное преступление, угрозы применения наказания.

Для несовершеннолетних установлен особый порядок назначения и исполнения наказаний. При назначении наказания несовершеннолетнему суд учитывает условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, другие особенности личности подростка, а также влияние на него старших по возрасту лиц. При этом несовершеннолетие рассматривается как смягчающее обстоятельство (п. «б», ч. 1 ст. 61 УК РФ). Понимание исправления в качестве основной цели наказания несовершеннолетних ни в коем случае не исключает применения строгих наказаний к несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, характер которых свидетельствует о значительной ценностной дезориентации несовершеннолетнего.

В этом случае безнаказанность может оказать развращающее влияние на несовершеннолетнего, вызовет у него чувство безответственности (особенно в тех случаях, когда несовершеннолетний не раскаивается в совершении преступления).

← Пред. стр. 2 из 6 След. стр. →
Вперед: Уголовно-правовой анализ террористического акта
Назад: Рецидив преступлений, уголовно-правовое значение и последствия
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)