Терроризм как форма протеста

Терроризм из всех преступлений, получивших распространение в нашей стране, является одной из наиболее опасных социальных дисфункций. Этот факт отмечается и в отечественной криминологии и социологии права. Так, В.Н. Кудрявцев отмечает четыре особенности терроризма. Во-первых, терроризм направлен не столько на повреждение, уничтожение объекта посягательства, убийство людей (все это не цели, а применяемые средства), сколько на создание обстановки страха, тревоги, паники, ощущения опасности, угрозы. Во–вторых, место совершения террористического акта предусмотреть трудно, порой невозможно, но преступниками оно выбирается с учетом достижения максимального эффекта. В-третьих, личность террориста также заранее большей частью неизвестна (и может остаться неизвестной не только в случае его бегства, но и гибели). Наконец, в-четвертых, терроризм развивается в международном масштабе, и поэтому объектами нападения террористов могут быть люди, здания и сооружения, находящиеся не только на отечественной территории, но и в других государствах. Так как цели террористов – запугать население и правительство, вызвать по возможности широкий общественный резонанс, то ими обычно избираются объекты двух родов: а) с большим скоплением людей или б) имеющие важное историческое, политическое, военное или иное значение, которое могло бы привлечь внимание местного населения или даже мировой общественности. Обеим перечисленным целям отвечает нападение  на здания Международного торгового центра в Нью-Йорке осенью 2001 г. В нашей стране террористические акты совершались на рынках, вокзалах, городских площадях, в культурных центрах, при скоплении большого числа граждан. [2]

Сегодня после событий 11 сентября 2001 года в США, 23-26 октября 2002 года в России, невозможно обойти случившуюся трагедию 31 октября 2007 года в нашем городе Тольятти – взрыв пассажирского автобуса, где больше 50 человек пострадали, из 8 погибли. Среди пострадавших и жертв в основном были студенты, ехавшие учиться и уже нельзя не принять факт существования особого социального явления — «терроризм». Но что это за процесс, сводится ли терроризм только к нарушению уголовного закона, либо это неадекватные действия кучки людей, страдающих определенными формами психических заболеваний и тогда борьба с терроризмом сведется к чисто медицинским мерам. Нельзя излечить пациента, не изучив историю болезни, сопутствующие процессы, протекающие в организме.

Работа состоит из введения, заключения, двух глав, первая из которых «Социально-исторический анализ явления терроризма» состоит из четырех параграфов, полностью раскрывающих историю возникновения, основные теории девиации, понятия личности террориста, виды, типы и мотивацию террористических актов. Вторая глава «Терроризм: диагностика и социальный контроль» состоит из трех параграфов, посвященных антитеррористической деятельности органов государственной власти, роли СМИ в освещении этого явления, последствиям совершения террористических актов для личности, общества и государства. Так же имеется список литературы, состоящий из 15 наименований,  преобладает информация из журналов «Социологические исследования» и приложение, состоящее из семи таблиц.

ГЛАВА 1. Социально-исторический анализ явления терроризма в России и за рубежом

1.1  История возникновения терроризма

Прежде чем лечить болезнь необходимо поставить диагноз, чтобы это сделать, нужно изучить, исследовать сам процесс, его течение, признаки. Говоря о социальных явлениях и процессах точно также нельзя обойтись без их всестороннего изучения, если хотим успешно оказывать противодействие социальным болезням или поддерживать социальное здоровье общества.

Итак, идея террора сформулирована еще в Ветхом Завете, и одним из первых в истории ярким проявлением терроризма было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. И хотя это восстание проходило под религиозным знаменем - противостояния иудейского монотеизма римскому государственному язычеству, действительным основанием для возмущения и восстания явилась политическая подкладка, римская экспансия, захват власти, изменения образа жизни, верований завоеванных народов. Религиозные лозунги стали объединяющим центром, именно «вера делала иудейских повстанцев не только не боящимися смерти, но и ищущими ее на поле боя».

В истории человеческого общества довольно мало найдется спокойных периодов, войны, восстания, социальные и природные катаклизмы нарушают спокойное привычное течение жизни. Именно в эти периоды население в целом, либо отдельные социальные группы выражают свое недовольство правителями, властью, проводимой политикой.

Политическое устройство и уклад жизни населения всегда взаимосвязаны. Нарушение любой структуры, в том числе и социальной, влечет за собой процесс возмущения, возвращение системы в равновесное состояние, для чего необходимо устранить причины возмущения. Крайним способом устранения причин нарушения системы как раз и является терроризм. И пока этот факт не будет признан, борьба с терроризмом будет сводиться к бесполезным метаниям по поводу уже свершившихся фактов. Так как решение политических и социальных проблем может быть только политическим, но никак не силовым. Еще Чезаре Беккариа в своей работе «О преступлениях и наказаниях» подчеркивал, что говорить о законности власти можно только тогда, когда «она воздействует на людей скорее убеждением, чем насилием, мягкостью и  человеколюбием, оправдывая свое назначение в глазах всех». [3]

Исламский терроризм имеет давнюю традицию. Во многих языках мира слово ассасины является синонимом слова "убийцы" в память о борьбе средневековой исламской секты. В исламе же впервые на доктринальном уровне сформулировано понятие « ш а х и д ». [4]

Великая французская революция является примером того, что террор, политическое насилие есть проявление крайних мер протеста, связанных с кризисом социальных институтов, общества в целом. Сам термин «террор» появился в 1798 году. Голод, нищета французского крестьянства, нежелание правителей предпринимать усилия к стабилизации обстановки, репрессивные меры вместо конструктивных решений приводят к массовым восстаниям крестьянства к которому присоединяется городская беднота. Революция 1789-1794 года явилась закономерным результатом длительного и прогрессирующего кризиса изжившей себя феодально-абсолютистской системы. Проявление агрессии в данном контексте обусловлено социальным кризисом.

Как подчеркивал профессор Иншаков С.М.,  феномен экстремизма связан с определенным снижением инстинкта самосохранения. Этот феномен отмечается биологами у отдельных представителей животного мира, ведущих коллективный образ жизни. Перенос родительского инстинкта с детеныша на всех представителей стада, стаи отмечается только у 1 % особей. Проявляется способность пожертвовать собой ради сородичей, в коллективных интересах только в экстремальных условиях. Этот феномен снижения инстинкта самосохранения, готовности самопожертвования имеет глубокий биологический смысл в ходе естественного отбора, так как в процессе борьбы за выживание такие виды имеют больше шансов на сохранение.

← Пред. стр. 2 из 13 След. стр. →
Вперед: Мошенничество
Назад: Коррупционные преступления
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)