Терроризм как форма протеста

Курсовая работа: Терроризм как форма протеста

Актуальность проблем терроризма

Понятие «терроризм», «антитеррористические мероприятия» и производные от них, стали сегодня самыми эксплуатируемыми во многих науках, например таких как, политология, конфликтология, социология, психология и другие. Научное направление террология (которое исследует явление терроризма, его специфику, детерминанты и систему борьбы с ним) находится еще в стадии формирования и не является на сегодняшний день самостоятельной научной дисциплиной. Они рассматривают их с разных позиций. Возможно применение комплексного подхода.

При психологическом исследовании такого сложного социального явления, каким является сейчас терроризм необходимо с позиций системного подхода исследовать все факторы прямо и косвенно влияющие на возникновение и развитие этого явления. Таким образом, в настоящее время терроризм представляет собой сложное социальное явление, представляющее угрозу стабильности многих стран из всего мира. Терроризм возникает и развивается в результате взаимодействия многих факторов, имеющих исторические, этнопсихологические, политические и другие корни.

Терроризму посвящено множество научных работ как российских, так и зарубежных авторов, рассматривающих данное явление с различных позиций. С точки зрения выявления закономерностей становления и развития явления терроризма данную проблему исследовали Ю.М. Антонян, А.И. Гушер, А.И. Долгова, С.А. Денисов. При этом особо рассматривались вопросы политического терроризма, которым посвящены работы Е.Г. Ляхова, П.А. Кабанова, А.С. Грачева. С уголовно-правовой позиции терроризм и преступления террористического характера исследовались В.П. Емельяновым, B.C. Комиссаровым. В работах указанных авторов рассматривались вопросы квалификации, раскрытия и расследования как террористических преступлений в целом, так и таких, как: захват заложника, заведомо ложные сообщения об акте терроризма. Проблемы противодействия терроризму поднимались в работах: В.Н. Лопатина, В.П. Сальникова, В.М. Егоршина и др.

Несмотря на многочисленные исследования рассматриваемого феномена, его исторических и детерминационных характеристик на сегодняшний день остается неисследованной проблема особенности личности террориста, ее формирования и профилактики.

На протяжении всей истории своего существования человечество сталкивалось с разными формами и проявлениями терроризма. Особого размаха это явление достигло в конце XX - начале XXI века. Беспрецедентные по своему проявлению, масштабам и жестокости террористические акты, диверсии получают широкий резонанс во всем мире, вызывая не только справедливое возмущение общественности, но и серьезное опасение за мир, и безопасность на планете.

Терроризм нарушает систему правовой защиты человека, наносит огромный ущерб стабильности мирового сообщества, государственным интересам, и в частности престижу правоохранительной системы. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился к настоящему времени в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения.

Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, которые
невозможно воссоздать веками. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Указанные факторы делают проблему особенно острой и обусловливают необходимость создания международной системы борьбы с терроризмом. Изучая и анализируя террористические акты в разных странах и регионах мира, субъекты борьбы с терроризмом сталкиваются с особым видом  криминогенного поведения, личностью человека, который ради достижения поставленной цели ставит под угрозу жизни десятков, сотен случайных людей. Проблемы формирования такого типа личности, раннего выявления, предупреждения подобных проявлений практически не изучены, что также определяет актуальность темы. [1]

Методологической основой стал системный подход, потому что считаю, что с помощью этого подхода можно наиболее результативно оценить состояние и определить реальные перспективы в решении проблем терроризма.

Эмпирическая база: различные таблицы о типах, мотивах терроризма, результаты социологических исследований  общественного мнения о проблеме терроризма, которые так же сведены в таблицы, которые будут в приложении, схемы типичной реакции на теракт.

Рассмотрим общество как систему, терроризм как явление. Элементы системы: террористы, заказчики, жертвы, идеологи, семья, СМИ, государство. В системе существуют связи, а именно связи между террористами и жертвами, террористами и заказчиками, заказчиками и идеологами и т.д. Структура может быть двухсторонней: с одной террористическая (идеологи, заказчики, террористы), с другой антитеррористическая (государство, общество, население). Среда – регион проживания, этническая, культурная. Терросреда преимущественно снабжается средствами криминального бизнеса.

В качестве объекта будем рассматривать теорию девиантного поведения Эмиля Дюркгейма. А именно, само понятие девиации,  особенности формирования личности девианта – террориста с точки зрения процесса социализации, так и с позиций криминализации личности, факторный комплекс, обусловливающий процессы развития данного вида девиантного поведения, а также комплекс мер социального контроля, направленных на противодействие развитию терроризма.

В качестве предмета будем рассматривать терроризм как одну из форм проявления девиации.

Целью  является  системный подход криминологических и уголовно-правовых аспектов терроризма как социально-правового явления, его особенностей и свойств с исторической, криминологической и девиантологической позиций. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

1)Провести социально-исторический анализ явления терроризма;

2)Рассмотреть теории девиантного поведения и провести взаимосвязь с процессом социализации и криминализации личности террориста;

3)Соотнести понятие  «личность», «личность преступника», «личность террориста»;

4)Дать определение понятиям «террор» и «терроризм» и с учетом проведенного разграничения выявить место и роль данных явлений в сфере социальных процессов,

а так же выделить типы, виды, мотивы террористических актов;

5)Рассмотреть последствия совершения террористических актов для личности, общества и государства;

6)Показать роль СМИ в освещении темы преступности в целом;

7)Диагностика и социальный контроль терроризма;