Введение

Переход экономики Российской Федерации на подлинные рыночные отношения, являющиеся основой социального развития и благополучия любого демократического государства, осуществим лишь при условии нормального функционирования ее внешней экономической деятельности.

Особо важное значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в техническое перевооружение и модернизацию всех других отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и, в конечном счете, способствует наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.

Кроме того в рыночном хозяйстве внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая при посредстве постоянного законодательного регулирования и совершенствования уголовной и таможенной политики, является существенным источником пополнения казны государства. Достаточно сказать, что в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формируется значительная часть доходов государственного бюджета. Например, в Великобритании таможенные денежные поступления составляют более 40% доходной части бюджета[1]. В Российской Федерации такие поступления равняются примерно 1/5 части национального дохода[2].

Поэтому одной из основных задач внешней экономической политики российского государства была и остается задача всемерного развития и расширения внешней торговли, совершенствование механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно достижение мировых показателей производительности труда, насыщение внутреннего рынка необходимыми для народа товарами в достаточном количестве, высокого качества и т.д.

Практическое решение этой важнейшей задачи, наряду с проведением экономических преобразований, во многом зависит также и от надежного правового обеспечения деятельности государства и других хозяйствующих субъектов в области внешнеэкономических связей.

Однако, как показывает анализ уголовного законодательства, призванного защищать нормальную работу этой отрасли от преступных посягательств, на протяжении всего периода существования советского государства это законодательство, как и практика его применения, не выполняли необходимой правозащитной функции.

Исторически сложившееся в СССР командно-административное руководство всеми сферами жизни общества, в том числе и экономикой страны, привело, в частности, к полной монополизации государством его внешней торговли, введенной в первые годы советской власти как меры временной, направленной на отстаивание и укрепление экономической независимости от капиталистической системы хозяйства.

В этих условиях все важнейшие вопросы внешнеэкономической деятельности решались, как правило, принятием совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также ведомственными актами внутреннего пользования Министерства внешней торговли СССР. Законодательному регулированию внешнеэкономической деятельности государства отводилось второстепенное место.

Распад Советского Союза как единого государственного образования и объявление бывшими союзными республиками полного суверенитета повлекли за собой тяжелейший экономический кризис во вновь образованных независимых государствах и практически разрушили их внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим бывшие союзные республики, даже вошедшие во вновь образованное Содружество Независимых Государств, были поставлены перед необходимостью самостоятельно выходить на внешний рынок, тратить конвертируемую валюту на закупки продукции, ранее поступавшей им в порядке межреспубликанских поставок[3].