Российское уголовное право

Кроме того, в науке последовательно обосновывается положение о признании судебного прецедента источником уголовного права. (На этой позиции, например, стоит А.В. Наумов - статья в Российской юстиции за 1994 г. «Судебный прецедент, как источник уголовного права»).

Действительно, решения Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам содержат фактически обязательные для правоприменителя правила квалификации того или иного преступления, назначения наказания и иные решения, толкующие применение положений Уголовного кодекса. Однако судебный прецедент может быть только толкующим норму источником национального уголовного права - собственно преступность и наказуемость деяния должны определяться законодательно.

Кроме того, в силу конституционного правила о приоритете международного права и вступления России во многие международные организации, в качестве источников национального уголовного права необходимо расценивать также решения международных организаций (международных судов), имеющие непосредственное уголовно-правовое значение.

В частности, к подобным решениям относятся решения Европейского суда по правам человека, толкующие положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, решения международных трибуналов: Нюрнбергского, по бывшей Югославии, по Руанде. Так как с 1 июля 2002 г. в силу вступил Римский статут Международного уголовного суда, то и решения последнего также в недалеком будущем станут источниками национального уголовного права России.

1.2 Задачи, функции и система уголовного права РФ

Задачи уголовного законодательствасформулированы в ст. 2 УК РФ.

Такими задачами являются: «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений» (ч. 1).

Общей задачей уголовно-правового регулирования в настоящий период развития России следует признать всемерное замедление темпов роста преступности, стабилизацию ее уровня, удержание преступности в контролируемых государством рамках. Какие же это рамки – в последние годы это около 3 млн. зарегистрированных преступлений в год. Число осужденных лиц колеблется в пределах 1,5 - 2 млн. человек, по всем видам наказаний.

Конкретные (специфические) задачи, стоящие перед уголовным правом изложены в ст.2 УК.

Первой задачей законодатель провозглашает охрану от преступных посягательств таких объектов, как права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй.

Вторая задача уголовного законодательства состоит в обеспечении мира и безопасности человечества.

Третья задача, закрепленная Уголовным кодексом, заключается в предупреждении преступлений. Указанная задача включает в себя частную и общую превенцию, то есть предупреждение преступлений со стороны осужденных лиц (частная превенция) и предупреждение преступлений со стороны граждан, склонных к нарушениям уголовно-правовых запретов (общая превенция).

В тоже время, неотъемлемой задачей уголовного права является задача уголовной репрессии, т.е. применения принудительных мер государственного воздействия (в первую очередь наказания) к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние.

Осуществление задач, предусмотренных Уголовным кодексом, способствует реализации уголовной политики государства, включающей в себя основные направления, средства и методы борьбы с преступностью.

Задачи борьбы с преступностью решаются в деятельности законодательных и правоохранительных органов, участвующих в реализации уголовной политики.

Уголовный кодекс выполняет эти задачи способами, указанными в законе (ч. 2 ст. 2 УК):

во-первых, устанавливает основание (ст. 8 УК) и принципы уголовной ответственности (ст.ст. 3-7 УК);

во-вторых, определяет, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями (ст.ст. 14-42, 150, 360 УК);

в-третьих, устанавливает виды наказаний (ст.ст. 44-74 УК) и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Задачи же уголовного законодательства определяют функции уголовного права, то есть основные направления его воздействия на общественные отношения. Теория уголовного права выделяет регулятивную, охранительную и превентивную функции.

Регулятивная функция уголовного права проявляется в прямом указании правоохранительным органам их задач, принципов, направлений деятельности, средств и методов борьбы с преступностью, а также в воздействии на поведение законопослушных граждан, которым закон предоставляет право на причинение вреда в состоянии необходимой обороны и при наличии других обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Охранительная функция проявляется в защите наиболее значимых для государства общественных отношений, выступающих в уголовном праве в качестве объектов уголовно-правовой охраны (защищается жизнь, здоровье, имущество).

Превентивная (предупредительная) функция имеет две стороны: общее и специальное предупреждение преступлений. Общее предупреждений заключается в угрозе наказанием за совершение преступлений, она адресована всем гражданам.

Специальное (частное) предупреждение заключается в привлечении к уголовной ответственности, наказании и применении иных мер уголовно-правового характера в отношении лиц, совершивших преступление.

Ряд авторов наряду с указанными функциями выделяют воспитательную функцию. В основе указанной т.з. включение в уголовный закон некоторых специфических особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Система уголовного права.

Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей, неразрывно связанных между собой.

В Общей части - сформулированы понятия и задачи уголовного закона, его принципы, основания уголовной ответственности, понятия преступления и элементов его состава, обстоятельства, исключающие преступность деяния, понятие и цели наказания, система и виды наказаний, установлены основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также применение иных, не связанных с наказанием, мер уголовно-правового воздействия.

Особенная часть - представляет собой исчерпывающий перечень конкретных составов преступлений.

Общую и Особенную части следует рассматривать как элементы единой системы уголовного права. Будучи органически связанными, они лишь в единстве представляют собой уголовное право как единую, стройную систему уголовно-правовых норм. Нормы Общей и Особенной частей могут применяться только в совокупности.

← Пред. стр. 3 из 89 След. стр. →
Вперед: Преступления в сфере экономики, кража
Назад: Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)