Уголовный закон

Вопросы применения уголовного закона представляют собой часть общеправовой проблемы. Поэтому уголовно-пра-вовая наука в основном детализирует положения общей теории права относительно нормативных юридических актов. Однако в теории уголовного закона имеются некоторые специфические черты. Именно они будут предметом рассмотрения данной главы.

Уголовный закон – это принятый высшими органами государственной власти нормативно-правовой акт, нормы которого устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и какие виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за них следуют.

Признаки уголовного закона:

1. Уголовный закон – это федеральный закон. В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации, текстуально включенным в Конституцию России, уголовное законодательство отнесено к ведению федеральных органов власти. Согласно ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. По всем остальным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и по уголовно-правовым, принимаются федеральные законы. Никакие другие органы не вправе принимать утоловно-пра-вовые акты. Уголовный закон, как и любой другой федеральный акт, не должен противоречить Конституции. Таким образом, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК) является федеральным законом, имеющим юридическую силу на территории всей России.

2. Уголовный закон принимается высшими органами государственной власти по процедуре, строго регламентированной Конституцией. Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Принятые Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, либо если в результате повторного голосования квалифицированным большинством голосов (двумя третями) Дума преодолела отклонение Советом Федерации данного закона. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. Президент в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует его в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания'4.

3. Уголовный закон обладает высшей юридической силой. Юридическая сила есть свойство нормативного акта действовать, порождать юридически правовые последствия. Высшая юридическая сила заключается в том, что: а) ни один другой орган не вправе отменять или изменять закон; б) все другие нормативные акты не должны противоречить закону; в) в случае противоречия закону иных нормативных актов приоритет должен принадлежать закону.