Основные наказания в уголовном праве Российской Федерации

IV. В зависимости от возможности или невозможности установления наказаний на определенный срок уголовные наказания подразделяются на бессрочные и срочные.

V. В зависимости от возможности назначения уголовных наказаний условно уголовные наказания подразделяются на назначаемые условно и не назначаемые условно.

VI. В зависимости от того, возможно или нет освобождение от наказания условно-досрочно, уголовные наказания подразделяются на два вида:

1) наказания, возможно условно-досрочное освобождение;

2) наказания, не возможно условно-досрочное освобождение.

VII. В зависимости от возможности замены одних наказаний другими или замены наказаний иными мерами уголовно-правового характера уголовные наказания подразделяются на три группы:

1) наказания, подлежащие замене иными видами;

2) наказания, которые такой замене не подлежат;

3) наказания, подлежащие замене иными мерами уголовно-правового характера.

Указанный перечень оснований, позволяющих классифицировать уголовные наказания, не является исчерпывающим и может быть расширен исходя из личностных пристрастий исследователя или же в процессе развития пенологии как науки (например, уголовные наказания возможно классифицировать в зависимости от их сущности, формы, целевой направленности, места, времени, способа применения, а также от иных физических, психологических, социальных, правовых, педагогических особенностей субъектов, которым назначаются наказания, и т.д.).

Следует отметить, что в настоящее время назначаются далеко не все виды наказаний. Так, согласно нормам ряда европейских и национальных актов в России не применяется наказание в виде смертной казни. Кроме того, законодательно отложена возможность назначения и исполнения ряда наказаний (ст.4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации").

2. Основные наказания

2.1 Обязательные работы

В соответствии с ч.1 ст.49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Определение осужденному вида, характера обязательных работ и объекта, на котором они отбываются, должно находиться только в компетенции суда, в противном случае органы местного самоуправления и уголовно-исполнительная инспекция смогут не только сужать, но и расширять карательное содержание обязательных работ.

Содержание уголовного наказания в виде обязательных работ состоит в лишении, ограничении и дополнении трудовых и иных прав, законных интересов и обязанностей осужденного. В частности, содержание обязательных работ заключается в:

1) факте осуждения лица от имени государства;

2) принудительном характере выполняемых осужденным общественно полезных работ;

3) бесплатности выполняемых осужденным общественно полезных ' работ;

4) выполнении осужденным строго определенного вида общественно полезных работ;

5) тяжелом и непрестижном характере общественно полезных работ;

6) выполнении осужденным общественно полезных работ на строго определенных объектах;

7) продолжительности по времени общественно полезных работ;

8) интенсивности общественно полезных работ, т.е. как часто осужденный должен быть занят общественно полезными работами;

9) выполнении осужденным общественно полезных работ по месту своего жительства, т.е. в том районе, где его могут встретить знакомые или близкие;

10) ограничении осужденного в реализации в полной мере своего права на отдых;

11) выполнении осужденным общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время;

12) невключении времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного;

13) запрете осужденного призываться на военную службу, т.е. в невозможности реализации долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

14) предоставлении осужденному при наличии уважительных причин права проработать в течение недели меньшее количество часов.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Обязательные работы не назначаются условно, а к осужденному к данному виду наказания не применяются положения ст.79,80 УК РФ.

2.2 Исправительные работы

В ч.1 ст.50 УК РФ указывается, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Определение вида, характера исправительных работ, рода деятельности и профессии, а также объекта, на котором они отбываются, должно находиться только в компетенции суда; в противном случае органы местного самоуправления и уголовно-исполнительная инспекция могут изменять карательное содержание данного вида наказания.

Согласно п.6 упоминавшегося постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 суд должен выяснить трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания, в том числе указанные в ч.5 ст.50 УК РФ.

В настоящее время большинство авторов справедливо считают необоснованным отказ законодателя назначать исправительные работы лицам, имеющим основное место работы [4].

Содержание уголовного наказания в виде исправительных работ состоит в лишении, ограничении и дополнении прав, законных интересов и обязанностей осужденного. В частности, содержание исправительных работ заключается в:

в факте осуждения лица от имени государства;

принудительном характере выполняемых осужденным исправительных работ;

выполнении осужденным исправительных работ на строго определенных объектах;

продолжительности по времени исправительных работ;

удержании части заработной платы в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов;

выполнении осужденным исправительных работ строго определенного рода и профессии;

выполнении осужденным исправительных работ строго определенного вида и характера;

запрете увольнения осужденного с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции;

удержании части пособия по безработице осужденных, состоящих на учете в службе занятости;

удержании части ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

← Пред. стр. 2 из 5 След. стр. →
Вперед: Террористический акт: проблемы квалификации
Назад: Основа коррупционной деятельности в России
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)