Лишение свободы и арест несовершеннолетних

Курсовая работа: Лишение свободы и арест несовершеннолетних

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1.Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних

1.2. Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних

Глава 2. Назначение наказания несовершеннолетним осужденным

2.1. Условия назначения наказания несовершеннолетним

2.2.Назначение наказания в виде лишения свободы и ареста      

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Потребность в обобщенном анализе уголовно-правовых норм, охраняющих несовершеннолетних, определяется, в первую очередь, криминологическими данными, характеризующими ювенальную преступность. Их изучение показывает тесную взаимосвязь совершаемых против несовершеннолетних преступлений и преступности самих несовершеннолетних. Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих отношений с законом. Преступление, совершенное лицом до достижения им возраста 18 лет, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. При этом вызывает интерес генезис первого преступления несовершеннолетнего, в котором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка.

Примерно в 60 процентов случаев совершения преступления несовершеннолетними ему предшествовало вовлечение их в систематическое употребление спиртных напитков, причем 36,2 процента вовлекаемых ранее были судимы. Настораживают и показатели групповой преступности. Данные статистики показывают, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе со взрослыми, возросло с 40,6 процента в 1993г. до 56,8 процента в 2003 году. Все это свидетельствует, что совершение преступления против несовершеннолетнего способствует, наряду с целым комплексом иных криминогенных детерминант, втягиванию его в орбиту криминальных отношений.

Итак, ювенальная и антиювенальная преступность выступают как взаимосвязанные, более того, взаимообусловливающие явления. Совершение взрослыми лицами преступлений против интересов несовершеннолетних способствует пополнению преступных рядов за счет последних. При этом механизм влияния их на преступность несовершеннолетних различен.

Некоторые из преступлений непосредственно направлены на формирование у подростков преступного умысла либо на приобщение их к преступлению; другие, развивая их антиобщественные установки либо изменяя направленность психологического развития, формируя жестокость, подрывая имущественное положение, косвенно отражаются в механизме преступного поведения. Несовершеннолетний, став жертвой преступления, приобретает ряд социально-психологических характеристик, отличающих его от остальных сверстников и порой затрудняющих адаптацию в "нормальной" социальной среде, а тем самым - толкающих на преступный путь.

Таким образом, необходимо сформулировать цель данной работы, которая будет состоять в том, чтобы рассмотреть особенности назначения наказания в виде лишения свободы и аресты несовершеннолетних осужденных.

Для реализации поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:

во-первых, проследим развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и дадим характеристику преступности несовершеннолетних;

во-вторых, рассмотрим общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних;

в-третьих, раскроем условия назначения наказания несовершеннолетним осужденным,

в-четвертых, выделим особенности назначения наказания в виде лишения свободы и ареста несовершеннолетним.

Глава 1. Особенности уголовной ответственности

несовершеннолетних

1.1. Развитие законодательства об уголовной ответственности

несовершеннолетних и характеристика преступности

несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г. данной ответственности были посвящены ст. 142-150. В основном в этих статьях предусматривалась замена наказания более мягким в зависимости от возраста несовершеннолетнего. Так, согласно ст. 148, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года за преступления, совершенные по неосторожности, подвергались лишь домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов.

Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты.

Некоторые особенности уголовной ответственности несовершеннолетних были предусмотрены в ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. Так, в ч. 1 этой статьи указывалось, что "не вменяется в вину преступное деяние, учиненное несовершеннолетним от 10 до 17 лет, который не мог понимать свойства и значения им совершаемого или руководить своими поступками". Очевидно, положение о возрастной невменяемости, предусмотренное ч. 3 ст. 20 УК РФ, позаимствовано с некоторыми изменениями из ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. 1

Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинула лозунг: "Для детей нет суда и тюрьмы", который нашел свое воплощение в Декрете СНК от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния 1.

Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однако принудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет перед мерами уголовного наказания.