Ю.И. Сучков Новое понятие объекта и предмета контрабанды по уголовному кодексу российской федерации 1996 года

Поэтому научно обоснованный анализ наиболее спорных вопросов в трактовке состава контрабанды, предусмотренного новым УК РФ, представляется особенно актуальным.

В первую очередь, это касается понятий непосредственного объекта и предмета контрабанды, относительно которых среди ученых-юристов и практиков нет единой точки зрения.

Тем не менее, исходя из анализа положений, содержащихся в ст. 2, 8, 14 и 188 УК РФ, можно сделать вывод, что, поскольку по объективным признакам контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, ее непосредственным объектом авляется порядок перемещения грузов (товаров, ценностей или иных предметов) через таможенную границу, установленный для обеспечения нормальной внешнеэкономической деятельности, т.е. такие общественные отношения, которые возникают между государственными органами власти и управления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, кооперативами и т.д., а также физическими лицами, с другой стороны, в процессе осуществления внешнеэкономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств.

Посягательства на иные общественные отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере указывают на отсутствие в действиях субъектов состава контрабанды и, при определенных условиях, могут повлечь за собой ответственность лишь по Таможенному кодексу РФ (ст. 276-279).

Для правильной правовой оценки контрабанды важнейшее значение имеет также четкое установление физических и иных свойств предмета преступного посягательства, от чего зависит ответственность субъекта по части первой или части второй статьи 188 УК РФ.

Контрабанда относится к правонарушениям, характерной особенностью которых является обязательное наличие овеществленного предмета преступления, посредством которого она посягает на общественные отношения, составляющие сущность объекта преступления.

Согласно части 2 статьи 188 УК РФ «предметом» контрабанды могут быть лишь следующие группы материальных объектов: 1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; 2) вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы; 3) ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения; 4) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; 5) стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Уяснение понятия предмета контрабанды в ряде случаев особой трудности не вызывает, поскольку под его содержание подпадают материальные предметы, известные целому ряду преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, и нередко содержащиеся в специальных перечнях, исходящих от государственных органов власти и управления.

Тем не менее, многие предметы, перечисленные в части 2 статьи 188 УК РФ, далеко не однозначно понимаются и толкуются в теории уголовного права, что вызывает коллизии в их применении в практической деятельности правоохранительных органов.

Вперед: П.И. Ивахов
Назад: Д.М. Миненок