Т.С. Волчецкая Криминалистическая ситуалогия: понятие, обоснование и содержание

Ситуационный подход с каждым годом все больше и больше овладевает мышлением криминалистов. К настоящему времени в криминалистической науке уже, пожалуй, подходит к концу процесс формирования теории следственных ситуаций, в которой определено их понятие, выявлена сущность, разработаны основы их классификации. Теория следственных ситуаций включает в качестве важнейшей своей части проблему закономерных взаимосвязей между следственными ситуациями и поведением следователя, обвиняемого, других участников расследования.

Вместе с тем, следует учитывать то, что для криминалистики крайне важен ситуационный анализ самих преступных деяний. Тем более что согласно современным научным представлениям о предмете криминалистики в него включается не только следственная, но и криминальная деятельность, также имеющая ситуационную природу1.

Именно ситуационный подход к преступной деятельности позволяет осуществить научную разработку дифференцированных методических рекомендаций, указывающих на специфические особенности расследования сходных видов преступлений в зависимости от различных криминальных ситуаций: в каком регионе, в какое время года, в помещении или вне его протекала ситуация совершения преступления, имелись ли очевидцы на месте происшествия и т.д. С этих позиций исследование в криминалистике вопроса о криминальных ситуациях, выделение их специфики, построение классификационной схемы может принести несомненную пользу, главным образом для решения вопросов оптимизации процесса расследования.

В криминалистической науке постепенно обозначилась тенденция использования ситуационного подхода для решения самых разнообразных задач криминалистической техники, тактики и методики2.

Кроме того ситуационный подход оказался весьма результативным и для углубленной разработки некоторых традиционных фундаментальных понятий криминалистики, таких, как механизм преступления, криминалистическая характеристика преступления, тактическое решение.

И поскольку все технические, тактические, методические рекомендации реализуются в конкретных следственных ситуациях, можно сделать вывод о том, что роль связующего звена между криминалистической наукой и практикой расследования преступлений и должна сыграть криминалистическая теория ситуаций, адаптирующая криминалистические рекомендации к конкретным фрагментам действительности.

Назрела необходимость интеграции знаний о всех ситуациях, попадающих в сферу криминалистики в рамках общего учения о криминалистических ситуациях, которое свело бы их в единую целостную систему, а также выявило бы общие закономерности их познания и работы с ними. Объективная необходимость формирования криминалистической теории ситуаций связана с проблемой повышения эффективности криминалистических рекомендаций, максимальной их направленности на практическую следственную деятельность. «Знание - необходимый элемент и предпосылка практической деятельности человека, совокупность идей человека, в которых он выражает свое теоретическое овладение предметом. Чтобы знание служило средством практического овладения процессами и вещами, оно должно определенным образом выражать их специфическое содержание и закономерности объективной реальности и видеть вещи не только такими, каковы они в природе, но и какими они могут быть в результате практической деятельности»1. Важным условием повышения эффективности криминалистических рекомендаций является организация криминалистического научного знания, ориентированного на конкретные ситуации. Современное состояние достаточно зрелого учения о следственной ситуации, формирование основ теории криминальных ситуаций, разработки по вопросам экспертных, оперативно-розыскных и судебных ситуаций обусловливает возникновение теоретического построения более общего уровня - криминалистической ситуалогии.