С.И. Прокопьева, В.М. Барановский. Задачи, предмет и сущность правового регулирования при осуществлении прокурором уголовного преследования

Для придания теоретическому обоснованию реформы функций прокуратуры на предварительном следствии должной целостности и законченности необходимо уяснить сущность предлагаемой функции, характер складывающихся правоотношений, предмет и объект правового регулирования и полномочия прокурора на стадии предварительного расследования, а также формы реализации этих полномочий. При ответе на эти вопросы целесообразно обратиться к действующему законодательству о прокуратуре и, в частности, к Закону о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 18 октября 1995 года.

Представляется, что ст. 1 этого Закона уже сейчас в достаточной степени отражает вызванные временем изменения, перечисляя основные функции прокуратуры: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации...»

7 Фойницкий Н.Я. Курс уголовного судопроизводства. 1984. С. 449.

8 Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы: Послесловие. 1914. С. 8-9.

Здесь уместно обратиться к структуре института прокурорско-надзорного права, приведенной М.Н. Маршуновым: «Он (институт) строится по той же схеме: норма, определяющая задачи прокуратуры в данной области (отрасли); соответствующие права и обязанности прокурора; правовые средства, применяемые прокурором для реализации задач»1. Такое построение института действительно обеспечивает последовательное правовое регулирование деятельности прокурора в любой из отраслей этой деятельности. Исходя из данного построения ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации в той ее части, где говорится о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, следует предварить словами: «в установленном законом порядке»; п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона, в котором предусмотрено уголовное преследование, ... изложить в следующей редакции: «В уголовном процессе прокуроры осуществляют уголовное преследование, возбуждая уголовные дела во всех случаях обнаружения ими признаков преступления и поддерживая публичное обвинение по уголовным делам, в которых присутствуют обвиняемый или подозреваемый». Часть 3 ст. 1 Закона дополнить п. 2 следующего содержания: «При рассмотрении судами уголовных дел прокурор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя», то есть, по существу, перенести в эту статью предложение ч. 2 ст. 35 Закона, где его присутствие будет более логичным, так как оно касается именно задач и направлений прокурорской деятельности при рассмотрении судами уголовных дел.

Представляется, что такое видоизменение Закона о прокуратуре Российской Федерации будет совпадать с общими задачами правосудия; не случайно, что в ранее действовавшем законодательстве задачи правосудия и прокурорского надзора были сформулированы одинаково (см. ст. 3 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и ст. 2 Закона о прокуратуре СССР).

Однако необходимы и некоторые коррективы. Представляется, что важнейшей задачей будет, во-первых, обеспечение того, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Во-вторых, прокуратура, остающаяся, согласно предлагаемой концепции, в центре борьбы с преступностью как с общественным явлением, должна выявлять причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимать меры к их устранению. Значительной задачей, в-третьих, можно считать обеспечение такого положения, при котором ни одно лицо, совершившее преступление и причинившее материальный ущерб, не избежало бы материальной ответственности.

Вперед: О.Я. Баев.
Назад: М.П. Некрасова.