Рецензия

Оказавшись на пути коренных преобразований, происходящих во всех сферах нашего общества, мы усиленно ищем ответы на поставленные самой жизнью вопросы. Мы обязаны знать, как наиболее разумно и эффективно проводить реформы и к каким результатам они могут нас привести. Особенно необходима такая «осведомленность» при проведении судебно-правовой реформы, поскольку право, как ни один иной социальный институт, настолько влияет на жизнь общества в целом и отдельных граждан, что ошибки, допускаемые при реформировании правовой сферы, способны нанести огромный, а иногда и непоправимый вред всем нам.

В связи с этим следует приветствовать появление научных работ, посвященных актуальным вопросам проведения судебно-правовой реформы в условиях перехода от тоталитаризма к демократии. При этом значительный интерес представляют не только разработки российских авторов, но и труды ученых из других республик бывшего СССР, поскольку в настоящее время почти все эти государства испытывают во многом схожие трудности политического, экономического и правового характера.

Поэтому не могла не привлечь наше внимание книга известных белорусских ученых-правоведов И.И. Мартинович и М.Н. Пастухова «Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь», изданная в Минске в 1995 году. Главной задачей данной работы является, на взгляд авторов, привлечение внимания политиков, юристов, а также широкой белорусской общественности к проблеме последовательного и комплексного реформирования и обновления действующего законодательства.

Этой важной и благородной цели и подчинено содержание рассматриваемой нами работы.

Справедливо отводя центральное место в системе юстиции судам, авторы значительную часть материала посвятили вопросам их организации и деятельности, конституционным основам судебной власти, назначению суда в правовом государстве, его месту и роли в системе органов юстиции.

Так, в главе «Конституционные основы судебной власти» авторы анализируют положения Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года, отмечая, что в «механизме защиты прав и свобод граждан новая Конституция Республики Беларусь отводит судебной власти одно из центральных мест»(с. 2).

Рассматривая конституционные основы судебной власти, авторы знакомят читателя с тем новым, что нашло отражение в Конституции Республики Беларусь, а именно: конституционным закреплением понятия «судебная власть», подтверждением прерогативы судебной власти защищать права и свободы граждан; возможностью судебной проверки законности и обоснованности ареста; важнейшим положением о свидетельском иммунитете и многим другим.

Особое внимание авторы уделили вопросам организации и деятельности Конституционного суда, который призван осуществлять контроль за соответствием Конституции нормативных актов государственных органов, международных и иных обязательств Республики Беларусь. Несмотря на то, что белорусская Конституция относила Конституционный суд к органам государственного контроля и надзора, считаем верной позицию авторов, которые полагают, что Конституционный суд, хотя и выполняет функции в области обеспечения конституционной законности, по сути дела, является органом судебной власти, и их аргументация кажется нам веской и убедительной.

Значительное место в изложенном материале авторы отводят пропаганде демократических принципов судопроизводства, следование которым является насущной необходимостью в любом цивилизованном обществе.