Следствие и дознание

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об ОРД) и т.д.

2. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями госу­дарственных органов, уполномоченных на то Федераль­ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения опера­тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собствен­ности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

•  выявление, предупреждение, пресечение и раскры­тие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совер­шивших;  

•  осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор­ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уго­ловного наказания, а также розыска без вести пропав­ших;

• добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономи­ческой или экологической безопасности России.

На территории Российской Федерации право осуще­ствлять оперативно-розыскную деятельность предостав­ляется оперативным подразделениям:

1)  органов внутренних дел РФ;

2)  органов Федеральной службы безопасности;

3)  федеральных органов государственной охраны;

4)  таможенных органов РФ;                                       

5)  службы внешней разведки РФ;

6) Министерства юстиции РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1)  опрос;

2)  наведение справок;

3)  сбор образцов для сравнительного следствия;

4)  проверочную закупку;

5)  исследование предметов и документов;

6)  наблюдение;

7)  отождествление личности;

8)  обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9)  контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10)  прослушивание телефонных переговоров;

11)  снятие информации с технических каналов связи;

12)  оперативное внедрение;

13)  контролируемую поставку;

14)  оперативный эксперимент.

Результаты оперативно-розыскной деятельности мо­гут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения опера­тивно-розыскных мероприятий по выявлению, предуп­реждению, пресечению и раскрытию преступлений, вы­явлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, ук­лоняющихся от исполнения наказания и без вести про­павших.

Они также могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в каче­стве доказательств по уголовным делам.

Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляв мин гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жиз­ни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопас­ности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уго­ловному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает опре­делять направления, в которых возможен поиск доказательств.

Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголов­ного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процес­суальных полномочий.

II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания

1. Органы предварительного следствия

Предварительное расследование производится в форме предваритель­ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре­ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна­ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

•   следователями прокуратуры;

•   следователями органов Федеральной службы безопасности;

•   следователями органов внутренних дел РФ;

• следователями   органов   по  контролю   за  оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте сле­дователь вправе произвести их лично либо поручить производство соот­ветственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению про­курора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахо­ждения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительного следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедли­тельного закрепления, изъятия и исследования.

Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности;  таможенные органы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­реждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставлены полномочия орга­нов дознания.

← Пред. стр. 2 из 8 След. стр. →
Вперед: Участники уголовного процесса со стороны обвинения
Назад: Правовой статус присяжных заседателей
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)