Вступительное слово

Это специфический учебник. Обычно учебники пишутся после нескольких десятков лет преподавания дисциплины. Дисциплину уголовный процесс автор преподает давно. По уголовному процессу им опубликовано более 300 публикаций (около 100 книг и брошюр, в том числе два постатейных комментария к УПК РСФСР , два постатейных комментария к УПК РФ и учебник Уголовного процесса для вузов ) общим объемом более 3000 авторских листов. Но сейчас у нас новый уголовный процесс. И хотя наименование дисциплины не изменено, существенной модификации претерпел сам уголовный процесс России.

Изменены положения, определяющие сущность как самого уголовного процесса (принципы, стадийность, задачи уголовного процесса и т. п.), отдельных его стадий (совершенно иные теперь стадии кассационного и надзорного производства, а также бывшая стадия возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам), так и правила производства многих уголовно-процессуальных действий, принятия процессуальных решений. В урегулированной УПК РФ отрасли права появились новые производства - производство по уголовным делам в отношении отдельных граждан и производство, связанное с международным сотрудничеством.

Прежде же чем приступать к подготовке учебника, нужно определить его структуру. Для этого нужна учебная программа по данной дисциплине, а ее нет. Должным образом утвержденные учебные программы по уголовному процессу, урегулированному УПК РСФСР, в этих целях использовать нельзя. В учебной программе должны появиться новые темы, да и содержание ранее существовавших тем должно быть существенно модифицировано.

17См.: Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР.- М.: Юридиче- ская фирма «Контракт», «ИНФРА-М», 2001. -814с. и Научно-практический комментарий к Уголовно- процессуальному кодексу РСФСР.- М.: «Издательство ПРИОР», 1999. -880 с.

18См.: Уголовный процесс: Учебник для вузов.- М.: «Издательство ПРИОР», 1999. - 592с.

Соответственно перед автором встала задача сначала подготовить примерную программу уголовного процесса, которая бы полностью отражала все новое и основное, что закреплено в УПК РФ. В этих целях следовало тщательно разобраться с каждым правовым институтом нового уголовного процесса, как с вновь появившимися, так и со всеми иными. Анализ нового кодекса показал, что большинство уголовно-процессуальных понятий УПК РФ были усовершенствованы. Но разобраться нужно было не только с тем, что появилось нового и с тем, что было усовершенствовано. Даже если какое-то уголовно-процессуальное явление на первый взгляд осталось таким же, как и в УПК РСФСР, необходимо было рассмотреть его комплексно, в совокупности со всем тем, что появилось нового после принятия УПК РФ. Все это создавало перед автором почти непреодолимые трудности.

Тем не менее, знание о том, что в учебнике именно сейчас нуждаются и студенты и преподаватели привело автора настоящего учебника к пониманию необходимости его создания в максимально короткие сроки.

Несомненно, чуть легче и лучше данный учебник можно было бы подготовить через год или два. Появилась бы возможность учесть ошибки авторов, которые написали соответствующую уголовно-процессуальную литературу по УПК РФ до тебя. Однако автор не пошел по этому пути. Для того чтобы подготовить учебник на должном учебно-методическом и научно-теоретическом уровне, он постарался разобраться с каждой статьей УПК РФ. Помимо изучения текста закона, им проанализировано более чем 500 постановлений Президиума (Пленума) и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, а также Верховных судов и судов субъектов РФ (военных судов), постановлений (определений) Конституционного Суда РФ, указаний Генерального Прокурора РФ, приказов МВД России и других нормативных актов.