Правовой статус присяжных заседателей

6) является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба;

7)не владеет языком, на котором ведется судопроизводство в дан­ной местности;

8) имеет иные уважительные причины (ст. 8 ФЗоНЗ).

Судья вправе по собственной инициативе освободить народного заседателя от исполнения обязанностей лишь в случаях, указанных в п. 1,4,7.

Народный заседатель подлежит освобождению от исполнения своих обязанностей по конкретному делу при наличии названных снований только до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей для рассмотрения этого дела.

Важное значение для обеспечения осуществления народными засе­дателями своих полномочий имеют правила, касающиеся порядка их приостановления и досрочного прекращения. В случае предъявления народному заседателю обвинения по уголовному делу его полномочия приостанавливаются председателем соответствующего суда до оконча­ния рассмотрения этого дела.

Досрочное прекращение полномочий народного заседателя осуществляет законодательный (представительный) орган субъекта РФ в случаях если: имеется неснятая или непогашенная в установленном законом порядке судимость; признан судом недееспособным или огра­ниченным в дееспособности; замещает государственную должность категории «А», предусмотренную Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» или выборную должность в органах местного самоуправления; является прокурором, следователем, дозна­вателем; состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

4.Порядок формирования списков народных заседателей

Форми­рование общего списка народных заседателей районного суда осуществляется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей того района, на территории которого распространяется юрисдикция данного районного суда. Общее число народных заседателей для включения в список опре­деляется из расчета 156 заседателей на одного судью данного районного суда. Список утверждает законодательный (представительный) орган субъекта РФ и направляет его в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий ранее действовавших заседателей. В случае необходимости может быть составлен в таком же порядке дополнительный список народных заседателей районного суда.

Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий и дополнительный списки, — пять лет.

Органы исполнительной власти всех уровней — федеральные субъектов РФ, местные — обязаны направлять представительному органу местного самоуправления всю необходимую информацию для составления списков народных заседателей.

Общие списки народных заседателей районного суда используются всеми федеральными судами общей юрисдикции для отбора их к участию в рассмотрении судебных дел.

Отбор народных заседателей для районного, областного и равно ему суда, а также гарнизонных и окружных (флотских) военных судов производит председатель соответствующего суда путем случайной выборки из общего списка народных заседателей районного суда, а председатели судов среднего звена —  из общих списков народны заседателей районов, расположенных на территории соответствующе субъекта РФ.

Отбор народных заседателей Верховного Суда РФ осуществляют в таком же порядке председатели судебных коллегий Верховного Суда.

Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей суде по конкретному делу производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей, ранее отобранных председателями судов для работы в этих судах (в Верховном Суде — отобранных председателями судебных коллегий).

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязан­ностей в районном суде на срок 14 дней, а если время рассмотрения дела превышает этот срок — на срок рассмотрения данного дела.

В федеральных судах общей юрисдикции среднего звена, в том числе во всех военных судах, народные заседатели призываются на срок рассмотрения конкретного дела.

Во всех случаях каждый народный заседатель может быть призван для исполнения своих обязанностей не чаще одного раза в год.

Правовой статус народных заседателей, исполняющих свои обя­занности в суде, характеризуется тем, что при рассмотрении судебных дел или выполнении иных своих функций в суде они наделены соответ­ствующими полномочиями.

«Народные заседатели при осуществлении правосудия, — указано в ст. 15 УПК, — пользуются всеми правами судьи. Народные заседатели пользуются равными правами с председательствующим в судебном за­седании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора».

Аналогичное положение содержится в ст. 6 ГПК.

В отличие от присяжных заседателей, которые выносят свой вер­дикт только по вопросам фактического плана — виновен ли подсуди­мый в совершении преступления — народные заседатели полномочны наравне с судьей-профессионалом решать все без исключения вопросы, в том числе юридические, при рассмотрении и разрешении дел.

5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных

заседателей

       

При участии в осуществлении правосудия народные заседате­ли независимы и подчиняются только закону. В период осуществления народными заседателями правосудия на них распространяются, как и на профессиональных судей, гарантии независимости и неприкосно­венности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, ФКЗоСС (ст. 11-16), ЗоСС (ст. 9, 10, 16), ФЗоНЗ (ст. 12). Воздействие на народных заседателей при осуществлении правосудия в какой бы то ни было форме влечет уголовную ответственность (ст. 294-298 УК).

Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осу­ществления им правосудия может быть возбуждено только Генераль­ным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности. Он может быть заключен под стражу в период осуществления им правосу­дия только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполня­ющего его обязанности, либо по решению суда.

В период осуществления народным заседателем правосудия он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Кроме того, для народных заседателей предусмотрены и меры мате­риального обеспечения. Так, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, которое не облагается подоходным налогом. При этом за народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по ocуществлению правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также предусмотренные законодательством гарантии и льготы. Также предусмотрено возмещение ему соответствующие судом командировочных расходов в порядке и размерах, уставленных для судей. Причем время исполнения народным заседателем своих обя­занностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

← Пред. стр. 2 из 5 След. стр. →
Вперед: Следствие и дознание
Назад: Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)