Правовой статус присяжных заседателей

Реферат: Правовой статус присяжных заседателей

                                               Оглавление:

Введение

1. Понятие и общая характеристика статуса

2. Статус народных и присяжных заседателей

3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей

4.Порядок формирования списков народных заседателей

5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных засе­дателей

6.Формирование коллегии присяжных заседателей

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществле­нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.

Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (право­вым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закреплен­ных в законе.

В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и фи­зическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.

1. Понятие и общая характеристика статуса народных и

присяжных заседателей

При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).

Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:

а)      едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;

б)      порядком наделения их полномочиями;

в)      совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;

г)       независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

д)      несменяемостью;         

е)       неприкосновенностью;

ж)мерами правовой и социальной защиты;

з)       средствами материального обеспечения;

Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей  предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен­ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей  определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).

Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.

2. Статус народных и присяжных заседателей

 

Согласно действующему законодательству рассмотрение и разрешение дел в федеральных судах общей юрисдикции по первой инстанции осуществляется с участием представителей народа — народных присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 15 УПК, ст. ГПК). Их статус имеет особенности, обусловленные выполнением им своих обязанностей на временной основе в отличие от профессиональных судей, а также характером их полномочий при осуществлении правосудия. Участие народных и присяжных заседателей в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.

Народными заседателями являются граждане РФ, наделенные в установленном федеральным законом и федеральными процессуальными законами полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.

Народные заседатели при рассмотрении дел пользуются равным» правами с судьей, председательствующим в судебном заседании, при решении всех вопросов, возникающих при разрешении дела по существу и вынесении приговора (или иного решения).

Основы статуса народных заседателей закреплены ФЗоНЗ от 1 ноября 1999 г. Их статус определяется: во-первых, требованиям» предъявляемыми к народным заседателям; во-вторых, правилами отбора народных заседателей для участия в рассмотрении дел в судах; в-третьих, правами и обязанностями народных заседателей, а также гарантиями их независимости и неприкосновенности (ст. 1-12ФЗоНЗ).

Требования, предъявляемые к народным заседателям: ими мог быть граждане РФ, достигшие 25 лет. Вместе с тем определен исчерпывающий круг лиц, которые не вправе быть народными заседателями: это 1) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 3) лица, замещающие государственные должности категории «А», предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 4) прокуроры, следова­тели, дознаватели; 5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах (ст. 3 ФЗоНЗ).

Не допускается ограничение права граждан участвовать в осущест­влении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного поло­жения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям. Ограничение данного права может быть установлено только

федеральным законом.

СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.

3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей

Закон предусматривает основания для освобождения судьей соот­ветствующего суда общей юрисдикции народного заседателя от испол­нения обязанностей при осуществлении правосудия по конкретному делу в связи с его письменным заявлением, если он:

1) достиг возраста 70 лет;

2) имеет одного или более детей в возрасте до трех лет и находится в отпуске по уходу за ребенком;

3) является священнослужителем или в соответствии со своими убеждениями либо вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

4) является инвалидом I, II или III группы;

5)исполняет должностные обязанности, отвлечение от которых может причинить существенный вред общественным или государст­венным интересам;

1 из 5 След. стр. →
Вперед: Следствие и дознание
Назад: Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)