В.Л. Попов, И.Н. Кременов Уголовная ответственность за транспортные преступления по новому уголовному кодексу Российской Федерации (1996 г.)

Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) предусматривает ответственность за транспортные преступления. Выделение на уровне родового объекта специальной главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» является вполне обоснованным. Однако, кроме этого, новый УК России предусмотрел ответственность за посягательства в сфере нормальной деятельности транспортных средств вне этой главы. Так, состав неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) сформулирован в ст. 166 УК РФ, помещенной в главе 21 «Преступления против собственности», состав угона воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ) - в главе «Преступления против общественной безопасности». Правильность такого подхода законодателя к решению проблемы обособленности транспортных преступлений в системе УК в целом вызывает сомнение.

Транспортные преступления посягают на совокупность общественных отношений, содержанием которых выступает нормальная деятельность транспорта в сфере обеспечения его безопасного функционирования. Уголовный кодекс Российской Федерации законодательно закрепил виды транспорта, безопасную деятельность которых он охраняет. Это автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. Специфика различных видов транспортных средств предполагает и различные формы их охраны, что отражено в нормах УК РФ.

Статья 263 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности управления и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. По общему правилу такие нарушения влекут дисциплинарную ответственность. Уголовная ответственность наступает лишь при условии, если такие деяния повлекли причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1) или смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). В законе прямо указан субъект преступления. Им может быть только лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности было обязано соблюдать эти правила. К этим лицам относятся только работники железнодорожного, воздушного или водного транспорта. В случае, если действующие на этих видах транспорта правила безопасности движения нарушаются иными лицами, ответственность наступает по ст. ст. 267, 268 УК РФ за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Учитывая общественную опасность и высокую распространенность нарушения анализируемых правил в сфере функционирования автомобильного транспорта, законодатель выделил специальную норму, в которой предусмотрел уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РСФСР). Ответственность такая наступает при управлении автомобилем, трамваем либо другим механическим средством. В примечании к ст. 264 УК дается понятие последних, к которым относятся троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Думается, что редакция примечания несколько некорректна: «Под другими механическими транспортными средствами понимаются...и иные механические транспортные средства» (тавтология). Согласно правилам дорожного движения (п. 1. 2) к ним относятся транспортные средства, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем[1]. Как и при нарушении правил безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте ответственность по настоящей статье наступает в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, крупного ущерба, смерти одного или более лиц. В целом преступление считается совершенным по неосторожности.