Защита интересов работников при банкротстве предприятия

Курсовая работа: Защита интересов работников при банкротстве предприятия

1. Содержание понятий и международный опыт

Правоведами отмечено, что в иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед исследователями различных отраслей права, включая трудовое, одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата. Данная проблема особенно актуальна в условиях реформирования трудового законодательства и развития права о предпринимательстве.

Понятие социальное партнерство было введено в нормативную лексику с момента подписания Указа Президента Российской Федерации "О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г. N 212 (Cм.: Ведомости народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 890.). Оно используется федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях" (См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 455.) (ст.13, 21), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Cт. 148.) (ст.15) и другими нормативными актами. К числу последних можно отнести, например, акты, в которых были закреплены положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утверждено Указом Президента Российской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 21 января 1997 г. N 29 (См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 4. Ст. 521.)); порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден постановлением правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и порядке ротации представителей федеральных органов государственной власти в этой комиссии" от 30 апреля 1997 г. N 518) (См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Cт. 4558.), а также утверждена Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. (Указанная Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 222 (см.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 10. Cт. 1173).) Однако законодатель до сих пор не ввел в указанные законы соответствующую дефиницию. То же самое можно сказать и о понятиях "работник", "социально-трудовые отношения", "условия труда" и др.

В данном случае, говоря о термине работник, имеется в виду отсутствие дефиниции в трудовом законодательстве. В то же время следует отметить наличие широкого толкования понятия "работник" в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку международная практика использует общий термин "трудящиеся". Поясним тезис о необходимости переосмысливания не очень удачного раскрытия понятия "работник", закрепленного в указанном законодательном акте.

К работникам кроме физических лиц, выполняющим трудовые функции на основании трудового договора (контракта), отнесены лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью (чьи отношения с нанимателем регулируются гражданским законодательством) и обучающиеся в образовательных учреждениях (для данной категории действует административное законодательство). Бесспорно то, что трудовое законодательство и смежные отрасли права должны стыковаться между собой и содержать безупречные дефиниции - единые, сквозные, охватывающие социальные реальности и адекватные рыночным отношениям. Однако проблема выходит за границы исследования, и поэтому отметим, что наряду с термином "работник(и)" будет использоваться и термин "трудящиеся".

Некоторые из указанных понятийных пробелов восполняются путем нормотворчества на региональном уровне. Так, например, во многих краях и областях приняты законы о социальном партнерстве, раскрывающие данное понятие. В этой связи отметим, что, по нашему мнению, наиболее приемлемым определением сути социального партнерства является то, которое разработано законодателями Ставропольского края. "Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, исполнительными органами государственной власти (включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. - А.В.) и местного самоуправления... с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросами, обеспечения социальной стабильности, общественного развития и выражающимися во взаимных консультациях, пе-реговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений" (Социальное партнерство в современных условиях: сравнительно-правовой обзор // Биб-ка профсоюзного активиста. 1998. N 4. С. 20.).

В контексте рассматриваемой темы в понятии "социальное партнерство" важно то, что круг отношений партнеров описан наиболее полно. Дело заключается в том, что в условиях несостоятельности (банкротства) помимо социально-трудовых отношений речь идет о сопряженных экономических отношениях. Например, работники организации-должника с правовой точки зрения не находятся в трудовых отношениях с арбитражным управляющим (временным, внешним, конкурсным), поскольку его юридический статут отличен от статуса представителя работодателя, т.е. руководителя должника.

Субъекты или стороны социального партнерства - группы людей или лиц, олицетворяющих и реализующих в своей деятельности данный тип отношений.

Согласно законодательству, к их числу относятся, с одной стороны, работники и их полномочные представители, включая объединения профсоюзов, с другой - работодатели и их объединения, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Уровни социального партнерства - совокупность различных степеней регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов субъектов данного типа общественных отношений (федеральный уровень; уровень краев, территорий, областей, городов; уровень организации) (Перечисленные уровни определены нормами Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. 1995 г.), ст.10-19.).

1 из 11 След. стр. →
Вперед: Законодательство о труде
Назад: Трудовое право
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Тест (0)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)