Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда

Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.

Большинство существовавших документов по охране труда не предусматривалось четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности всех участников производственного процесса в области охраны труда, начиная от рабочего и кончая работодателем. Не было актов, за исключением Кодекса законов о Труде Российской Федерации, в которых законодательно были бы обозначены вопросы охраны труда.

Необходимо было установить законодательно гарантии осуществления права работников на охрану труда, добиться обеспечения единого порядка регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, между государством и предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. Следовало также определить приоритеты государственной политики в области охраны труда, объединить действия органов законодательной и исполнительной власти.

Поэтому назрела острая необходимость разработки законодательного акта, в котором были бы прописаны эти проблемы. 6 августа 1993 года были приняты, а с 1 сентября 1993 года введены в действие Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (в дальнейшем Основы).

Это первый в истории нашей страны законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права. И хотя Основы не являются актом прямого действия, для реализации многих статей требуется разработать дополнительно нормативные правовые акты, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основы состоят из четырех глав (Общие положения, Гарантии права работника на охрану труда, Обеспечение охраны труда и Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда), определяющих главные направления в политике охраны труда как в целом в стране, так и непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Глава I Общие положения

Понятие охраны труда приведенное в Основах, по существу раскрывает главные направления в обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, то есть система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, так и связи с ней. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда, как еще нередко делается, с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда – это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими. Это понятие значительно отличается от определения, приведенного в ГОСТ 12.002-80 «ССВТ. Термины и определения».