Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

По признаку подведомственности можно выделить три вида разбирательств этих споров:

1) общий порядок, который включает в себя последовательное рассмотрение спора в КТС и суде. Естественно, что рассмотрение одних споров может закончиться в комиссии, если стороны не обжалуют ее решение и спор не будет перенесен в суд. В других случаях одна из сторон (а может быть и обе) вправе обратиться в суд в связи с неудовлетворенность. Решением комиссии;

2) судебный порядок,  при котором рассмотрение трудового спора начинается непосредственно с обращения в суд, минуя комиссию по трудовым вопросам;

3) особый порядок,  при котором отдельные категории споров либо трудовые споры работников определенных категорий рассматриваются в соответствии со специальными процессуальными нормами.

Другую  значительную группу составляют коллективные трудовые споры, возникающие из организационно-управленческих и социально-экономических отношений в сфере труда. Конфликтующей стороной чаще всего является трудовой коллектив одного или нескольких предприятий. Предметом спора могут быть разногласия как по поводу установления условий труда, так и в связи с применением действующего законодательства.

Действующее законодательство устанавливает особый порядок разрешения коллективных трудовых споров, основные положения изложены в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», введенном в действие с 5 декабря 1995 г. [1]

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются либо в общем, либо в судебном, либо в особом порядке. Последние – судебный и особый – следует отнести к исключениям из общего правила, каким является общий порядок.

а)   Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 218 КЗоТ РФ  особенности рассмотрения трудовых споров руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в ее составе, а также судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются законодательством РФ и республик в ее составе.

В прошлом перечень должностей, лишенных судебной защиты в случае трудового спора, был огромен, все эти лица должны были обращаться в вышестоящий по отношению к тому, в котором трудился работник, орган. Практически во всех случаях вышестоящий начальник поддерживал нижестоящего и решение оставлял в силе.

Поскольку такая практика явно противоречила ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина, в ст. 63 Конституции РСФСР в ред. От 21 апреля 1993 г., КЗоТ  РФ были внесены изменения: прежний порядок был отменен, но с оговоркой, что особенности рассмотрения отдельных трудовых споров работников устанавливаются законодательством

Поскольку соответствующая норма пока не принята, в этом случае вполне правомерно применение ст. 94 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (в ред. От 12 мая 1991 г.), в которой сказано, что споры руководящих работников, избираемых утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной власти и управления, судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причин увольнения, переводы на другую работу, оплаты за время  вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и применения дисциплинарных взысканий рассматриваются вышестоящими органами.

Ст. 218 КЗоТ РФ несколько сузила круг  лиц, исключив из перечня следователей прокуратуры. Вместе с тем она не назвала органы, рассматривающие указанные споры.

Отсюда следует, что трудовые  споры названных в ст. 218 КЗоТ РФ лиц по вопросам, перечисленным в ст. 218 вопросам, перечисленным в этой статье, должны рассматриваться вышестоящими органами, а все остальные споры указанных в ней лиц рассматриваются в общем порядке.

Поскольку Основы законодательства РФ о труде не установили сроков для подачи жалобы, обратиться в вышестоящий орган по перечисленным в ст. 218 вопросам можно в любое время, но сами жалобы должны разрешаться в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня подачи жалобы. Этот срок установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. с учетом содержания Указа от 2 февраля 1988 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Согласно ч.2 ст. 213 КЗоТ РФ, если увольнение или перевод будут признаны незаконными, руководитель вышестоящего органа должен принять решение не только о восстановлении на прежней работе, но и о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы. В случае задержки исполнения указанного выше решения оплата должна производиться по день фактического восстановления в должности.

Отдельно российским законодательством регулируется разрешение трудовых споров судей. В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья, полномочия которого приостановлены, может обжаловать решение квалификационной коллегии судей в Высшую квалификационную коллегию судей в Верховный Суд РФ в течение месяца со дня получения копии решения.

Особый порядок рассмотрения трудовых споров установлен для увольнения по требованию профессиональных органов (ст. 37 КЗоТ РФ). Эти споры рассматриваются профсоюзным органом, вышестоящим по отношению к предъявившему требование. [2]

б) Судебный порядок рассмотрения трудовых споров.

Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в отличие от общего предполагает непосредственное обращение заявителя в суд, минуя КТС.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

а) работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются либо не созданы;

б) работников о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

← Пред. стр. 2 из 6 След. стр. →
Вперед: Основы социального страхования
Назад: Безопасность труда как условие повышения производительности в организации
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)