Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Курсовая работа: Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 2

1.  ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ИХ ВИДЫ........................... 3

2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ...................... 6

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.          8

а)   Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.       8

б) Судебный порядок рассмотрения трудовых споров..................... 12

в) Общий порядок рассмотрения споров............................................ 15

4. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ............................................................................... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:................................................................... 32


ВВЕДЕНИЕ.

  Тема представленной курсовой работы – «Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения».

Предметом трудового  права являются трудовые и тесно с ними связанные отношения (производные от трудовых). В процессе  регулирования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, например, в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных  условий коллективного договора.

В работе мы рассмотрим понятие индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок их рассмотрения, опираясь на Кодекс законов о труде РФ, Конституцию РФ,  Гражданский кодекс РФ, Сборник законодательств РФ за 1994-1997 гг. Нами также были использованы учебные пособия по трудовому праву под редакцией  О.В. Смирнова, В.Н. Толкуновой, и учебник «Трудовое право» Сыроватской Л.А.

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ИХ ВИДЫ.

Трудовые споры -  это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства.

Вместе с тем сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельным работником и предприятием нельзя. Понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства  (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще  не урегулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. И, наконец, трудовые споры – это не просто разногласия между субъектами трудового права, а особая их стадия, поскольку в состоянии разногласий, неудовлетворенности поведением друг друга можно  находиться если не все юридически значимое время (с момента возникновения до момента прекращения правоотношения), то значительную его часть.

Поэтому в определение трудовых споров обычно вводится признак, указывающий на неурегулированность разногласий, т.е. трудовые споры определяются как неурегулированные разногласия между субъектами трудового права. Но и этот признак трудно назвать определяющим, так как он не всегда устанавливает момент, с которого можно считать разногласия неурегулированными. В индивидуальных трудовых спорах таким моментом является обращение в соответствующий юридический орган за разрешением спора. Только с этого момента возможные разногласия приобретают характер трудового спора.

Применительно к коллективным трудовым спорам центр его  тяжести поскольку сам спор может повлечь за собой различные негативные последствия, социальную напряженность в обществе, переносится на примирительные процедуры, попытку не допустить конфликта; моментом начала спора является либо день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщения работодателям своего решения в установленный законом срок, либо дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

В основе классификации трудовых споров может лежать:

1) вид правоотношения, из которого возник спор, и тогда следует говорить о трудовых спорах в широком смысле (между субъектами трудового права, т.е. возникающими не только из трудовых правоотношений, но и производных от них) и в узком (между субъектами трудового правоотношения).

Дополнительным определяющим признаком здесь является и субъект (сторона правоотношения), который заявил о своем споре в соответствующий юрисдикционный орган. Так, в том же трудовом правоотношении субъектом спора может быть как работник, так и администрация в зависимости от того, кто обратился за разрешением спора, чьи права действительно или мнимо нарушены;

2) характер или предмет спора, в соответствии с которым следует различать: а) споры о применении норм трудового законодательства, коллективного и трудового договора; б) споры об установлении новых условий труда, нерегулированных законодательством или иными нормативными актами; в) споры, связанные с отказом в приеме на работу.

Индивидуальные споры о применении норм трудового законодательства, коллективных и трудовых договоров обычно называют исковыми.

К спорам неискового характера относятся разногласия в связи с установлением новых условий труда. Они могут быть и индивидуальными, и коллективными.

Коллективными могут быть и споры о применении нормативных актов, коллективных и трудовых договоров.

Классификация трудовых споров имеет значение для определения их подведомственности – для каждой группы установлен определенный порядок рассмотрения и орган, полномочный разрешить этот спор.

2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

Чтобы уяснить к компетенции какого юрисдикционного органа относится рассмотрение того или иного спора, нужно прежде всего установить вид отношения, из которого вытекает спор, затем субъект этого спора и его предмет (характер).

Основная группа споров возникает из трудового правоотношения, жалующейся стороной чаще всего является работник, и эти споры носят, как правило, исковой характер.