Договор возмездного оказания услуг

Иной более узкий, но также не вполне определенный смысл придает услугам Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [6]. В нем это понятие представлено лишь как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Характеризуя содержание договора возмездного оказания услуг, некоторые авторы признают главным его признаком отсутствие вещественной формы оказываемых услуг. Между тем столь категорическое утверждение не согласуется с существом ряда отношений, упоминаемых в п. 2 ст. 779. Так, многие договоры оказания услуг связи заключаются по поводу отправления писем, бандеролей, посылок. Одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств. Число примеров можно увеличить за счет иных отношений (например, оказание многих видов медицинских услуг).

В п. 2 ст. 779 приведен примерный перечень договоров, которые подпадают под действие правил настоящей статьи. Это договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных. Однако выявить какую-либо закономерность в последовательности их расположения едва ли возможно.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что здесь же названы порядковые номера одиннадцати глав, предусматривающих услуги, на которые упомянутые правила не распространяются. Среди последних главы 37 и 38, соответственно посвященные договорам, которые направлены исключительно на выполнение работ различного характера.

Анализируя текст ст. 779, можно сделать вывод, что ко всем названным видам договора возмездного оказания услуг применяются прежде всего правила данной статьи. Наряду с этим каждый из них в той или иной степени получил закрепление и в соответствующих текущих законах, а также иных специальных нормативных актах [7].

Федеральный закон «О связи» от 15 февраля 1995 г. [8] устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации. Закон определяет не только полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, но также права и обязанности физических и юридических лиц, которые участвуют в указанной деятельности или пользуются услугами связи. Под такими услугами понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. В особых главах этого Закона закрепляются права пользователей связи, ответственность при осуществлении деятельности в области связи.

Несколько позднее — 8 августа 1995 г. — был принят Федеральный закон «О почтовой связи» [9]. В его преамбуле наряду с наиболее общими положениями говорится, что он регулирует правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи и пользователями услуг данного вида связи.

Остановимся на договорных услугах почтовой связи. В Законе записан тезис о том, что тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются на договорной основе. К сожалению, этот тезис выглядит декларативным.

В главе «Права пользователей услуг почтовой связи» выделено положение об их защите настоящим Законом, Законом «О связи», гражданским законодательством РФ, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Закон «О почтовой связи» детально регламентирует ответственность при осуществлении деятельности в этой сфере. Организации связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшие за собой причинение ущерба пользователю. Размер и порядок такой ответственности определяется законодательством РФ. Организации федеральной службы почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожить почтовые отправления, содержание которых создает опасность здоровью и жизни работников организаций почтовой связи или третьих лиц при условии, что эту опасность нельзя устранить иным путем.

Закон «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, принятыми 13 января 1996 г.) [10] предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Названный Закон особо выделяет платные дополнительные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений и платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения.

В первом случае названные учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими программами и государственными стандартами.

Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающегося, воспитанников за услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, устанавливающим уровень образования, сроки обучения, иные условия.

Нормативно-правовая база туризма определяется принятым 24 ноября 1996 г. Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [11]. Он закрепляет в первую очередь принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка Российской федерации. Тем не менее ни во введении, ни по тексту Федерального закона не упоминается Гражданский кодекс РФ, что повлекло за собой наличие в нем ряда нечетких и даже противоречивых положений.

← Пред. стр. 3 из 9 След. стр. →
Вперед: Юридическая природа трудового договора
Назад: Дисциплина труда
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)