Юридическое образование в зарубежных странах.

Юридическая профессия и юридическое образование в США.

Юридическое образование

По состоянию на 1998год, в США насчитывалось примерно 220 высших (частных или государственных) юридических учебных заведений –юридических школ или колледжей, входящих в состав университетов (по сути, юридических факультетов), либо самостоятельно функционирующих юридических школ или колледжей. Из общего числа юридических вузов 181 является официально признанным. Организацией, решающей вопрос об официальном признании юридического вуза, выступает (по уполномочию министерства образования США) Американская ассоциация юристов (ААЮ). Она утверждает перечень требований, которым должен отвечать юридический вуз. Среди этих требований – наличие определённого контингента квалифицированных преподавателей, пригодные и удобные для занятий помещения, определённый минимальный бюджет, количественный и тематический минимум учебных, справочных и нормативных изданий в библиотеке, наличие определённых учебных программ и др.

Юридические вузы, не попавшие в список официально признанных, –это обычно небольшие частные юридические школы, ориентированные на студентов из числа местных жителей или на вечернее образование. Отличает такие вузы от официально признанных то, что качество обучения в них ниже, а выдаваемые ими дипломы дают право выпускнику претендовать на допуск к адвокатской практике лишь в некоторых штатах.

В США сложилась своеобразная система образования, в которой высшее образование двухступенчато. Среднее образование начинается в шестилетнем возрасте и обучение продолжается 12 лет. Затем молодой человек может получить общее высшее образование в колледже. По окончании колледжа (3–4 года обучения) выпускник получает диплом «бакалавра искусств». Высшее специальное (профессиональное) образование получают в специализированных школах или колледжах университетов только по окончании общеобразовательного колледжа. Таким образом, для поступления в юридический вуз (юридическую школу или юридический колледж) наличие диплома общеобразовательного колледжа является, как правило, обязательным условием.

Вступительных экзаменов в юридический вуз нет, их заменяет «тест на способность к обучению в юридической школе», высылаемый по почте абитуриенту. Учитываются также оценки абитуриента, полученные им при обучении в колледже. Конкурс для поступления в юридические вузы достаточно высок –около 130 тысяч человек примерно на 40 тысяч мест (в середине 1990–х годов в официально признанных юридических вузах); конкурс в элитарные вузы –до 40 человек на место.

В 1997/98 учебном году в официально признанных юридических вузах обучалось около 131 800 студентов. Срок обучения, как правило, три года. Обязательные учебные дисциплины существуют только на первом курсе; к ним обычно относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное и административное право, профессия юриста, философия права и др. На втором и третьем году обучения обязательных предметов нет, однако устанавливается определённое минимальное их число, которое надлежит изучить студенту. Устанавливается также обязательное минимальное количество учебных часов в неделю.

Метод обучения в юридических вузах основан преимущественно на анализе прецедентов и решений апелляционных судов; законодательный и административно–правовой материал привлекается постольку, поскольку он помогает анализу прецедента. Главным в юридическом образовании является развитие аналитических способностей студента, а не заучивание нормативного текста. Отсюда – практическое отсутствие лекций как таковых; занятие превращается в активное собеседование преподавателя с аудиторией студентов (так называемый метод Сократа). Наиболее интенсивными в этом смысле являются семинары. Довольно часто преподаватели устраивают разбирательство дела – гипотетического или из реальной практики, во время которого студенты должны полностью воспроизвести функции участников процесса: предъявить и исследовать доказательства, заявить процессуальные ходатайства, представить аргументы и т.п. Обычно по окончании первого курса устраивают показательный инсценированный судебный процесс (для этого в юридических школах есть, как правило, помещение оборудованное, как зал суда).