Видные деятели анархизма

Уильям Годвин

Уильям Годвин (1756-1836) - первый мыслитель, систематически изложивший и подробно обосновавший анархическое мировоззрение в своей книге «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье» (1793). Эту книгу известный историк анархизма Макс Неплау охарактеризовал как «замечательный труд, первое полное изложение анархизма в одной из его прекраснейших форм».

Звездный час в жизни и творчестве Годвина - 90-е годы XVIII века, на которые приходится написание его главного труда и наиболее талантливых романов (в частности, романа «Калеб Вильямс»), счастливый союз с замечательной женщиной, классиком феминизма Мэри Уолстонкрафт (дочь Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли, станет возлюбленной английского поэта Перси Бисси Шелли, - ученика и последователя Годвина, - и основательницей жанра научной фантастики, автором знаменитого романа «Франкенштейн»), широкая известность и активное участие в демократическом движении в Великобритании. За этим коротким счастливым периодом следует смерть любимой женщины и многих детей, десятилетия творческого упадка, материальных лишений, травли в печати, заброшенности и безвестности, новые компромиссы и новые неудачные романы и пьесы. И сам Годвин, и его учение, на полвека опередившее свое время, были забыты. Правда, под огромным влиянием «Политической справедливости...» творил поэт Шелли, писал свои сочинения Роберт Оуэн, формулировалась идеология чартистского движения. Но, опередив свое время, Годвин оказался вне столбовой дороги развития мировой анархической мысли. Штирнер, Прудон, Бакунин практически не были знакомы с его идеями. И лишь Кропоткин, уже сформулировав основы собственного учения, в зрелые годы вновь «открыл» Годвина для анархизма и обнаружил в нем великую предтечу анархической мысли. И все же именно Годвин первым в мировой общественной мысли выразил анархическое мировоззрение не как отдельную фразу или сбивчивую мысль, не как благую декларацию или экзальтированное пророчество, но как развернутую и аргументированную систему ценностей и идей.

Годвин завершает собой английское Просвещение, и его труд является своеобразным либертарным ответом на Великую Французскую революцию, - ответом, признающим правду ее целей и отрицающим ложные пути, по которым она пошла.

Истоки идей Годвина - в английском Просвещении. Оригинальность его не столько в самих его мыслях (он постоянно ссылается то на Локка, то на Пейна, то на Гельвеция), сколько в педантической систематичности и масштабности его построений, в логических выводах, их четкости, радикальности, последовательности и аргументированности. Такие общие места для всех деятелей просвещения, как культ Разума и вера в его всемогущество, этический фундаментализм и вера в прогресс - выразились в трудах Годвина. Наибольшее влияние на него оказали английские просветители (Д.Локк, Д.Пристли, А.Смит, И.Бентам, Т.Пейн), английские социалистический и эгалитарные авторы (Т.Спенс, Р.Уоллес, В.Огилви), французские просветители (П.Гольбах, И.А.Гельвеций), английские моралисты (Ф.Хатчинсон, Б.Мандевиль, А.Шефтсбери) и диссентерские (нонконформистские) религиозные течения в Англии (сам Годвин - сын священника и первоначально был диссентерским священником).

Непосредственным толчком и поводом, подтолкнувшим Годвина к написанию его главного труда, были события Великой Французской революции и связанная с ними бурная полемика в английской общественно-политической литературе (сочинения Т.Пейна, Дж.Макинтоша, Э.Берка).