Требования, предъявляемые к применению правовых норм

Все эти различные юридические действия можно объединить в единое явление, обозначаемое понятием «применение норм права»[2]. Что же их объединяет? Во-первых, применение юридических норм выступает на авансцену жизни права лишь в тех случаях, когда они не могут реализоваться либо из-за правонарушения, либо из-за того, что субъективные права и обязанности не посредственно не вытекают из закона. Во-вторых, правоприменение предполагает распространение на отдельные жизненные обстоятельства (казусы) юридических норм. Иными словами подведение отдельных жизненных случаев под общие правила поведения - юридическую норму. В-третьих, правоприменение во всех своих формах выражается в принятии постановлений (вынесений) по конкретному делу компетентными органами государственной власти.

Обобщая вышеизложенное, применение права можно определить как властную деятельность по разрешению юридических дел, которая завершается индивидуальным решением, принимаемым на основе юридических норм.

В теории правоприменения, наиболее развернутой логической структурой правоприменительного процесса является деление его на следующие стадии:

1. Установление и изучение фактических обстоятельств, сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; их исследование, то есть установление их достоверности и достаточности.

2. Выбор и анализ нормы права (выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство; проверка подлинности текста нормы права; проверка правил действия норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц).

3. Толкование нормы права (установление смысла и содержания нормы права).

4. Принятие решения (определение юридических последствий для субъектов рассматриваемых отношений).

5. Вынесение акта применения нормы права и обеспечение его исполнения[3].

В сфере правоприменения основным средство фиксации результата уяснения смысла и содержания указанных высказываний (суждений, умозаключений, выводов) является акты правоприменения. Акты применения права характеризуют результат правоприменительной деятельности и отражают ее основные свойства: они принимаются компетентными органами, имеют государственно-властный характер, содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, обладают юридической силой и обеспечиваются государственным принуждением, порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения, служат средством государственно-властного преобразования общественных отношений.

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффективности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек.

← Пред. стр. 2 из 10 След. стр. →
Вперед: Форма государства
Назад: Толкование норм права
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)