§ 12. Взаимосвязь и взаимозависимость внешних функций государства и его территории

12. 1. Зависимость внешних функций государства от размера и характера его территории

Внешние функции государства выражают политику государства по отношению к другим субъектам международных отношений, а эта политика в значительной степени определяется основными характеристиками территории самого государства. Трудно не согласиться с И. А. Степановым, когда он видит основу теоретических построений Н. Макиавелли в предположении, что важнейшей целью государства является его выживание в борьбе с другими государствами [286 См. : Степанов И. А. Принципы Макиавелли о соотношении внутренней и внешней политики / Ежегодник Советской ассоциации политических наук. 1980. М. : Наука, 1982... С. 116. ]. Обе основные внешние функции государства (как дипломатическая, так и функция защиты своей территории от агрессора и потенциальных внешних угроз) прямо отражают потенциал соответствующего государства, в том числе и территориальный. Не случайно Дж. Бернал относил страны, владеющие огромными территориями и ресурсами, к привилегированным. [287 Бернал Дж. Мир без войны. Пер. с англ. М. : Изд. иностранной литературы, 1960. С. 12. ]. «Неуклюжесть» внешней политики государств с небольшой территорией всегда чревата для них гораздо большими издержками политического, экономического и даже военного характера, чем подобная же, а то и большая «неуклюжесть» государств-гигантов. Проблемы городов-государств всегда меркли, в свою очередь, перед проблемами империй. А за понятием «Империя» стояли и стоят не столько определенная форма государства или форма государственного устройства, сколько государственно-территориальная организация очень большого по меркам соответствующей эпохи пространства, еще и населенного, как правило, представителями разных этносов.

Страбон, говоря о том, что древнегреческая Этолия с незапамятных времен не подвергалась разорению, а этолийцы были племенем, которое никогда не подчинялось другим народностям, со ссылкой на Эфора объясняет это не только военным искусством жителей Этолии, но прежде всего труднодоступностью этой страны [288 Страбон. География: в 17 кн. /Пер. Г. А. Стратановского; Под ред. С. Л. Утченко. М. : НИЦ «Ладомир», 1994. С. 440. ].

Размеры и характер территории государства помимо влияния на его основные внешние функции сказываются и на таких сферах деятельности государства, как: – участие в поддержании мира в международных отношениях либо осуществление политической или военной экспансии, ведение войны;

– оказание помощи слаборазвитым государствам и территориям; – координация внешней и внутренней политики, а также планов развития экономики с политическими партнерами [289О внешних функциях государства см. , например: Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. М. : Зерцало, ТЕИС, 1996. С. 89-91. ]. Малые размеры территории государства, как и скудость его ресурсов, всегда предполагали преобладание оборонительного сознания в обществе, вызывали потребность в военно-политическом союзнике. В античной Греции Спарта, безусловно, была самым воинственным и подготовленным к ратному делу государством, но объединение в 379 г. до н. э. по инициативе Фив менее воинственных городов-государств в единый союз городов Беотии и последующее образование Второго морского союза во главе с Афинами привело к установлению на юге Балкан военно-политического равновесия. Объединение североевропейских городов-государств в единый Ганзейский союз (1367 – 1669 гг. ) и формирование единой в военно-политическом и торговом отношении территории союза помогло этим городам противостоять алчным посягательствам крупных европейских держав.