§ 15. Проблемы государственных границ на постсоветском пространстве

15. 1. Фактические границы Российской Федерации

Уже подчеркивалась культурная и философская основа ощущения территории и ощущения границы населением нашей страны. Поэтому его значительное большинство воспринимает современные границы Российской Федерации едва ли не с чувством физической боли, исторической несправедливости. И от этого чувства современным поколениям вряд ли удастся избавиться. Лишь сегодняшние школьники, вступающие в сознательную жизнь уже в усеченной и искромсанной России, воспринимают новые территориальные пределы как некую данность.

Есть и еще один компонент территориальной проблемы. «Если мы теперь обратим внимание на то, что главные черты истории, – писал в начале нынешнего века Д. И. Менделеев, – определяются стремлением народов заполучить себе землю.... то станет донельзя очевидно, хотя бы мы приняли во внимание и громадность наших бесплодных тундр, что наша земля представляет великий соблазн для большинства окружающих нас народов.... « [388 Менделеев Д. И. Заветные мысли. М. : Мысль, 1995. С. 204. ]. В конце века слова великого русского ученого звучат исключительно актуально. Административным границам РСФСР с сопредельными союзными республиками статус государственной границы был придан простым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации» весной 1993 г. Вопрос об уточнении линии границы при этом был вынесен за скобки [389 О проблемах формирования правовой основы государственной границы России см. : Скуратов Ю. И. Государственная граница России: формирование правовой основы // Государство и право. 1993. № 10. С. 18 – 22].

Государственная граница Российской Федерации, опоясывающая всю ее территорию после 1991 г. , имеет протяженность в60 932, 8 км, из которых 14 509, 3 км – границы сухопутные, 38807, 5км – морские, а остальные проходят по рекам и озерам. Однако и эти границы Российской Федерации представляются далеко не бесспорными для ее соседей.

Китай. Притязания Китая на российскую территорию в их максимальном объеме были заявлены в начале 60-х гг. ХХ в. и простирались на весь советский Дальний Восток и Сибирь. Начиная с инцидента в 1955 г. в бирманском княжестве Ва на бирмано-китайской границе все сухопутные границы Китая постепенно приобрели спорно-конфликтный характер, а определяющие их документы, если таковые имелись, были объявлены неравноправными и, следовательно, с китайской точки зрения, незаконными. Ставился вопрос об их пересмотре.

С началом в 1980 г. нового этапа реформ в КНР споры о советско-китайской, затем российско-китайской границе утихли, хотя и не были официально аннулированы. И Китай, и Россия как бы ушли в себя, сосредоточившись на вопросах внутреннего развития.

Тем не менее 13 февраля 1992 г. Верховным Советом РСФСР было ратифицировано подписанное 16 мая 1991 г. межправительственное Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточном участке.

Соглашением определено прохождение границы на всем протяжении ее Восточной части, за исключением островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе г. Хабаровска, а также о. Большой на р. Аргунь, по которым, в соответствии со ст. 3 Соглашения 1991 г. , Стороны согласились продолжать переговоры в дальнейшем. Острова Б. Уссурийский и Тарабаров на р. Амур имеют протяженность 30 км. , общую площадь – 337 кв. км, остров Большой на р. Аргунь – протяженность 28 км, площадь 58 кв. км. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала и Договор 1994 г. по Западному участку российско-китайской границы. С 1994 г. российская общественность особенно болезненно обсуждает проблемы делимитации и демаркации дальневосточной границы с Китаем.