§ 9. Регулирование территориальных вопросов в унитарном государстве

Если Конституция Италии закрепляет территориальное устройство государства в специальном разделе V («Области, провинции и коммуны»), то, например, Конституция другого унитарного государства – Исламской Республики Иран – упоминает различные административно-территориальные уровни власти лишь тогда, когда говорит о работе поселковых, уездных, городских, областных или провинциальных советов (ст. 100), об образовании и компетенции Высшего совета провинций, состоящего из депутатов провинциальных советов (ст. 101 – 102), и об обязанности губернаторов провинций, городов, уездов и других местных правителей, назначаемых правительством, соблюдать решения советов, принятые в пределах их компетенции (ст. 103).

Взаимоотношения внутри унитарного государства по вопросу территориального деления могут быть различными в зависимости от наличия или отсутствия административных автономий в нем. Этнический фактор, влияя на формирование национальной системы территориальных единиц, привел к тому, что даже в унитарном Китае при 94% собственно китайского населения (ханьжэнь) территория государства делится на 22 провинции, 5автономных районов и 3 города центрального подчинения.

Имея в виду территориальный аспект, Свод законов Российской империи (ст. 48) устанавливал, что законы в Империи действуют или единообразно в общей их силе или с местными в некоторых частях изменениями. Пространство сих изменений, место, где они допускались, и связь их с законами общими определялись в особенных законах, учреждениях и уставах [237Свод Законов Российской империи. 2-е изд. 1892 г. Т. 1. Основные государственные законы. VIII. О законах].

9. 2. Осуществление внутренних функций унитарного государства

При определении роли территориального фактора в осуществлении внутренних функций государства необходимо, как всегда, прежде определиться в понятиях и подходах. Именно в функциях выражается, как известно, социальное назначение любого государства [238См. , напр. : Общая теория государства и права: В 2 т. Т. 1. Общая теория государства /Отв. ред. Д. А. Керимов и В. С. Петров. Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. С. 142 – 171. ]. Внутренние функции государства формируются конкретно-исторически. Характеризуя древнюю Азию, К. Маркс указывал три отрасли управления (функции государства): «финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ.... элементарная необходимость экономного и совместного использования воды.... на Востоке, – где цивилизация была на слишком низком уровне и где размеры территории слишком обширны.... – повелительно требовала вмешательства централизующей власти правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации общественных работ» [239 Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 132. ]. Независимо от того, будем ли мы рассматривать функции государства как предметно-политическую характеристику его деятельности [240 Денисов А. И. Сущность и формы государства. М. , 1960. С. 9-10; Каск Л. И. Функции и структура государства. Л. : изд. ЛГУ, 1969. С. 8-11. ] или традиционно как основные направления деятельности государства [241Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. М. : Зерцало, ТЕИС, 1996. С. 80. ], на их изменение влияют как перемены экономических и политических условий внутри страны, так и международная ситуация.

← Пред. стр. 2 из 4 След. стр. →
Вперед: § 10. Регулирование территориальных вопросов в федеративном государстве
Назад: § 8. Правовые гарантии и юридические механизмы обеспечения стабильности режима территории
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)