§ 4. Безопасность территории

4. 1. Безопасность (защищенность) территории как признак государства

К основным характеристикам территории государства следует отнести наличие или отсутствие угрожающей ей опасности (безопасность). Этот показатель настолько существенен, что может быть отнесен к признакам государства. Безопасность (защищенность) территории является условием существования и развития государства, ибо невозможно ни то, ни другое при отсутствии как неприкосновенности границ государства, так и саморегулирования государством правового режима территории.

Стремление человеческого общества к безопасности и привело некогда к появлению государства, целью и назначением которого выступает безопасность национального организма. «Безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества.... «, – отмечал К. Маркс [172 Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 401. ]. «От чего зависит наша безопасность, – писал Сенека, – как не от взаимных услуг» [173 Цит. по: История в Энциклопедии Дидро и д’Аламбера. С. 62. ]. Именно заботу о безопасности И. Бентам не без основания назвал главным предметом законов. «Безопасность - писал И. Бентам, - есть основа жизни, существования, довольства, счастья, - от нее все зависит» [174 Бентам И. Избр. соч. Т. 1. СПб, 1867. С. 335, 345. ]. Но родоначальник утилитаризма рассматривал безопасность преимущественно в гражданско-правовом аспекте. [175 Там же. С. 363-369. ]. Обеспечение безопасности предполагает, однако, активную деятельность государства. Ф. Рузвельт в январе 1945г. подчеркивал: «Безопасность собственной страны мы сможем обеспечить только в том случае, если используем свою силу и влияние для утверждения принципов, в которые мы верим и за которые мы сражались» [176 Рузвельт Ф. Д. Беседы у камина //Пер. с англ. А. Шаракшанэ. М. : ЛХА «Альманах», 1995. С. 263. ]. Безопасность территории – понятие многогранное, подразумевающее определенную систему параметров-элементов защищенности, в том числе пространственную безопасность (территориальную целостность), политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную безопасностьтерритории.

4. 2. Политико-правовая безопасность территории

Стабильность общества предполагает, что режим территории государства определяется только актами органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с их компетенцией и в порядке, предусмотренном правом. Лишь развитие политической и правовой систем государства может прямо затрагивать правовой режим территории, менять территориальное устройство государства, приводить к установлению на отдельных частях государственной территории особого правового режима.

В связи с необходимостью саморегулирования государством этих вопросов надлежит говорить о важности политико-правовой безопасности территории государства. Насильственное изменение статуса (правового режима) государственной территории означает посягательство на суверенитет государства, свидетельствует о вмешательстве во внутренние дела извне. Политико-правовая безопасность территории государства является ничем иным, как свободным осуществлением государством своей юрисдикции на всей его территории, нейтрализацией любых угроз суверенитету государства.

Посягательство на политико-правовую безопасность территории государства может осуществляться разными способами. Во-первых, через прямую оккупацию государственной территории и осуществление на ней правового режима иного государства. Во-вторых, через подготовку и осуществление государственного переворота с последующим изменением правового режима территории. Отсюда и необходимость федеральной безопасности, которую И. П. Рыбкин характеризует как опирающуюся на строгое разграничение функций и собственности между федеральными и региональными властями, ответственность регионов за реализацию переданных им из Центра функций и использование средств [177 Рыбкин И. П. К безопасности – через согласие и доверие. М. , 1997. С. 13 – 14. ].

4. 3 Пространственная безопасность территории (территориальная целостность). Анклавы