§ 1. Понятие территории и ее виды

1. 1. Государство и пространство

Государство – понятие многогранное. В раннем марксизме оно рассматривалось обычно в качестве машины для осуществления власти над обществом, как аппарат классового принуждения, а в марксизме «классическом» – как аппарат публичной власти в обществе, основное политическое орудие, посредством которого буржуазия осуществляет свое классовое господство над народными массами. Именно К. Маркс дал историко-материалистическое объяснение сущности государства – особого механизма, при использовании которого определенный социальный класс (или классы) становится в обществе политически господствующим [50 Подробнее см. , напр. : Мамут Л. С. Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе (против буржуазной критики взглядов К. Маркса на государство). М. : Юрид. лит. , 1976. С. 47, 48. ]. Все обществоведы знали знаменитую фразу В. И. Ленина: «Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены» [51 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7. ]. Государство служит связующей силой цивилизованного общества, как его назвал Ф. Энгельс, указав как на отличительную черту государства на особый характер публичной власти, выделившейся из общества и ставшей над обществом [52 См. : Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 176]. Вместе с тем, оно является, по словам того же Ф. Энгельса, «государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса» [53 Там же. ]. Это укладывается даже в круговорот государственных форм, который в первом приближении конструировал еще Полибий [54 См. : Полибий. Всеобщая история в сорока книгах /Пер. с греч. Ф. Г. Мищенко. В 3 т. Т. II. (кн. VI – XXV). Спб. : Наука; Ювента, 1995. С. 8 – 16, 31 – 39. ]. Несомненно, что рождение государства в качестве политико-правовой категории, его абстрагирование от других элементов политической системы характерно «лишь для нового времени, так как только для нового времени характерна абстракция частной жизни. Абстракцияполитического государства есть продукт современности» [55 Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 254 – 255. О государстве и его роли в обществе см. также: Мамут Л. С. Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе (против буржуазной критики взглядов К. Маркса на государство). С. 44 – 81. ]. Не отрицая традиционного понимания и современного государства как механизма в виде системы законодательных, исполнительных и репрессивных органов (органов принуждения), как свойства общества, видимой корпорации населения, «всеобщего», официального устройства общества и его политической структуры, как аппарата классового господства, машины классового насилия и в то же время органа управления обществом [56 Тененбаум В. О. Введение в общую теорию государства. Саратов: изд. Саратовского университета, 1976. С. 94, 103. ], все же достаточно часто, особенно в политической публицистике, «государство» воспринимают как синоним понятий «страна» или «общество».

Новое соотношение государства и общества, превращающее государство в орудие социального компромисса, пусть это, по мнению Ю. А. Тихомирова, и остается лишь тенденцией [57 См. : Тихомиров Ю. А. Государственность: крах или воскрешение? // Сов. государство и право. 1992. № 9. С. 12. ], заставляет говорить об обновленном наборе функций. Впрочем, Ю. А. Тихомиров прав, напоминая о сохраняющемся (если не растущем) противоборстве интересов [58 Там же. ]. Исходным в анализе государства и связанных с ним отношений является понятие власти. Власть – это общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одного человека или группы лиц добиваться осуществления своей воли другими людьми, группами людей, целыми народами и государствами. Любая общность людей предполагает отношения власти – подчинения, от семьи, дружеской компании до этнической общности и межгосударственных объединений. В организованном обществе власть выступает как коллективная сила.