Теория государства и права

2. Закономерности возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догусударственного к государственно-организованному обществу, определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства, в отличие от кровнородственной связи, являющейся специфичным признаком доклассовой организации общества.

Второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. В первобытнообщинном строе общественная власть – это власть, выбранная самим обществом – родом, племенем на собрании, которая выражала интересы всего общества и опиралась на авторитет. Государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества. а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный аппарат). Аппарат публичной власти коренным образом отличается не только от аппарата управления первобытнообщинного сторя, но и других возникающих политических организаций:

  • наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. Народ и войско, народ и народное собрание были едины, совпадали, а старейшины, вожди племен были только первые среди равных;
  • наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию. Вместо старого ополчения возникает особое войско – новая военная организация из военных- профессионалов и другие орудия принуждения типа полиции;
  • наличием самомтоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;
  • в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства;
  • возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;
  • государство становится официальным представителем всего общества.