Правовое государство: сущность и основные черты

Курсовая работа

по теории государства и права

студента I курса

заочного отделения

юридического факультета

Ульяновского Государственного

Университета

Клячкина Андрея Владимировича

(студенческий билет N054-95юз).

Правовое государство:

сущность и основные черты

432017, г. Ульяновск,

ул. Минаева,

д. 7, кв. 32.

План:

Глава 1. Понятие и признаки правового государства

1.1. Возникновение идеи правового государства.

1.2. Понятие правового государства.

1.3. Признаки правового государства.

Глава 2. Разделение властей.

2.1. Государственная власть и ее ветви.

2.2. Исполнительная власть.

2.3. Законодательная власть.

2.4. Судебная власть.

Глава 3. Верховенство закона.

3.1. Законы.

3.2. Конституция.

3.3. Органы по проверке соответствия законов Конституции и их значение.

Глава 4. Права и свободы человека в правовом государстве.

4.1. Права и свободы человека.

4.2. Реальность прав и свобод человека.

Глава 5. Взаимные обязанности и ответственности личности и государства. социальная и юридическая защищенность личности.

5.1. Взаимные обязанности личности и государства.

5.2. Социальная защита личности.

Глава 6. Практика становления правового государства в России.

Литература.

Глава 1. Понятие и признаки правового государства.

1.1. Возникновение идеи правового государства.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, – писал Аристотель, – нет места и какой-либо форме государственного строя».[1] Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.