Понятие и структура политической системы общества
Нормативную подструктуру образуют всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции и т.п., регулирующие политическую жизнь.
Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии «политического режима».
Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системой одной страны и других стран.
Структура политической системы может анализироваться и с социальной точки зрения. В нее входит политическое сообщество, объединяющее людей, не принадлежащих непосредственно к миру власти. Каждый гражданин соответственно принципам политического разделения труда, выступает в различных ролях. Среди них есть как постоянные, например, налогоплательщик, так и переменные политические роли – избиратель, военнослужащий, активист политической организации. В социальную структуру политической системы входят также и политические элиты, непосредственно участвующие в отправлении власти.
Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессуальный характер и связано с вопросами – кто правит и каким образом, какова эффективность политической деятельности и т.п. функции политических систем могут определяться различными способами, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Ключевое значение в функционировании политической системы Д. Истон придает ее стабильности, способности к самосохранению. При этом он не отвергает изменений, преобразований в системе, видя в них наиболее эффективный путь политической стабилизации. Важной функцией при этом является самопреобразование, осуществляемое либо посредством насилия (революция или государственный переворот), либо путем ненасильственных реформ.
Одна из первых, и в сущности классическая классификация функций политических систем принадлежит Г. Алмонду. В работе «Политика развивающихся регионов» он различает входные и выходные функции. К первым относятся политическая социализация и политическое рекрутирование, артикуляция (выражение) интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. Ко вторым – нормотворчество, применение правил, норм, контроля за их исполнением.
Политическая социализация выражается в приобщении членов общества к политической деятельности. С помощью политического рекрутирования заполняются ячейки в политической системе, в его основе лежит та или иная форма отбора.
Артикуляция интересов выражается в предъявлении требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами (ассоциированными и неассоциированными) как по официальным, так и по неформальным каналам.
Агрегирование интересов происходит в форме обобщения и согласования претензий и требований, превращения их в некую политическую позицию, придания ей вида политической платформы, политического заявления, программы. Осуществляется эта функция чаще всего партией.
Политическая коммуникация осуществляется в форме различных взаимодействий, в т.ч. информационных, между различными элементами политической системы, а также между политической системой и средой.
Назад: Основи теорії держави і права
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)