Механизм государства

Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «механизм го­сударства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:

Ø го­сударственные органы;

Ø публичные службы и корпорации;

Ø процедуры принятия государственных решений;

Ø ресурсное обеспечение.

В таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государствен­ных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весо­мых доказательств служат конституционные характеристики го­сударства.

В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными орга­низациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы органи­зации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, по­рядок введения налогов, управления государственной собствен­ностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных про­грамм. В конституциях и уставах субъектов Российской Федера­ции регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.

В конституциях иностранных государств чаще всего содержат­ся нормативные характеристики государства, власти и видов го­сударственных органов. Это органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публич­ные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII – территориальное самоуправление, в разделе IX – статус Верхов­ной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Ад­министрация».

В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о го­сударственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопас­ности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функ­циями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый по­священ Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвя­щена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 – ста­тус вооруженных сил [6].

Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых полити­ческих сил приводит к слому старого и созданию нового механиз­ма, причем всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII в., такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы чаще всего направлены на планомерные из­менения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к террито­риальному устройству и построению региональных структур. Эво­люционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства. Так, например, медлен­но меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом по­учителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей страны.

Государственный механизм призван функционировать эффек­тивно и бесперебойно, иначе решение политических, экономичес­ких и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:

Ø обеспечивать стабильность власти и устой­чивость конституционных институтов;

Ø последовательно выпол­нять функции, возложенные на государственные органы;

Ø пра­вильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;

Ø поддерживать баланс элементов механизма государства, не допус­кая преувели­ченной роли одних и недооценки других;

Ø способствовать де­мократизации власти и широкому участию граж­дан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от консти­туционной модели меха­низма государства. Нередко возникают не­формальные структуры, которые дей­ствуют параллельно с госу­дарственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастают­ся лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс ц уровни принятия госу­дарственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных про­блем развития общества и государства и предотвращение негатив­ных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изо­лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей­ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко­номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска­ет воз­можное наделение органов местного самоуправления от­дельными государст­венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи­мые материальные и финансо­вые средства. Государство контролирует реализа­цию переданных полномочий.

Взаимодействие механизма государства с местным самоуправ­лением способствует расширению демократической базы государ­ственной власти. Реа­лизации конституционного права граждан на участие в управлении государст­венными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественны­ми объединениями граждан – партиями, профсоюзами, общест­вами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договорен­ности между госорганами и объединениями граж­дан приводят в итоге к обще­ственному согласию. Оппозицион­ные действия и политическое давление не­редко порождают кон­фликты.

Для гражданского общества и механизма государства ключе­вой пробле­мой является доверие и поддержка населения. Отчуж­дение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет госу­дарственный механизм. Подчас его же­сткие действия и бюрокра­тический стиль порождают отчуждение от власти и создают «пло­хие образы» ее институтов.

Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима­тельства, творческих союзов и др.). Это по­зволяет правильно сочетать публич­ные и корпоративные инте­ресы.

← Пред. стр. 2 из 10 След. стр. →
Вперед: Идеи правого государства и его основные признаки
Назад: Законотворчество и механизм реализации законов
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)