Правовое государство формирование и основные принципы

Санкт-Петербургский гуманитарный

Университет профсоюзов

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: Правовое государство: формирование и основные принципы

Выполнила студентка

1 группы 1 курса

вечернего отделения

Преснова Елена Михайловна

Научный руководитель:

Смирнова Марина Геннадьевна

Санкт-Петербург

1999

Оглавление

Вступление

Глава 1: Развитие концепции правового государства:

1. Идеи гуманизма, государственно-правовые взгляды мыслителей древности;

2. Развитие теории правового государства в XVIII – XIX вв.;

3. Современные концепции правления права.

Глава 2: Основные принципы правового государства:

  • Принцип законности;
  • Верховенство и прямое действие конституционного закона; Возвышение суда
  • Гарантированность прав и свобод граждан; принцип взаимной ответственности гражданина и государства;
  • Реализация принципа разделения властей;
  • Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

Глава 3: Формирование правового государства:

1. Условия формирования правового государства;

2. Построение правового государства в России.

Заключение

Вступление

В гражданском обществе господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве.

Ф. Бэкон

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности[1].

С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения.[2] В средние века слагается представление о гранях, перейти которые не может самая верховная власть в данном государстве, нарушить которые не может его закон. В истории европейских монархий смутное противопоставление этого ограничивающего начала фактическому самодержавию монарха переплетается с различными циклами идей: божественного мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему народу, оформленного договора, в который некогда люди вступили друг с другом. Стремление ответить на данный вопрос и даёт главный смысл работе, которую произвела школа естественного права.

Идея ограничить необузданность и произвол власти, подчинить её деятельность стоящему выше праву была облечена в достаточно строгие формулировки и стала теорией в XVII – XIX вв. Она получила название «государство права» («правление права»), или «правовое государство». Эти термины нередко используются как синонимы, но всё же их нельзя признать эквивалентными. Эти концепции выражали две стороны одного мировоззрения - правового. «…Идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещённый абсолютизм, - пишет А. Валицкий, - неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав человека, на которую ориентировался либерализм, существенно ограничивала сферу государственного вмешательства. Тем не менее, в конкретных исторических условиях эти две разные идеи – идея разумного законодательства и идея неотъемлемых прав личности – составляли как бы одно мировоззрение, сосредоточение на проблеме привнесения в общество права и поэтому удачно названное «правовым мировоззрением»[3].