Административно-территориальное устройство

Министерство образования Российской федерации

Кемеровский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра истории и теории государства и права

Курсовая работа 

По теории государства и права

на тему:

«Административно-территориальное устройство»

Выполнил: студент гр. Ю-991

Лякин В.Е.

Проверила:

Рыбакова Т.В.

Кемерово 2000

Содержание:

I. Введение  3 стр.

II. Формы административно-территориального устройства 5 стр.

§1. Унитарная форма 7 стр.

§2. Федеративная форма 10 стр.

§3. Смешанные и переходные формы 16 стр.

III. Форма государственного устройства Российской Федерации 23 стр.

IV. Заключение 25 стр.

V. Библиография 26 стр.

1. Список литературы 26 стр.

2. Список источников 26 стр.

I. Введение

В этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как теории государства и права, – теорию административно-территориального устройства. Рассматриваемый вопрос, вероятно, не относится к наименее изученным, по которым написано недостаточно для полного и подробного изучения, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечнёй, сложное положение в Абхазии и Приднестровье – это боль и страдание живых людей, проблемы, требующие справедливого и разумного разрешения. Поэтому вопрос административно-территориального устройства является сейчас актуальным особенно в Российской Федерации.

Государство – понятие многогранное, характеризующееся рядом признаков, присущих только ему. Л.С. Мамут писал, что подход к государству как к локализованной в пространственно-временных рамках определенной «людской совокупности», политической коллективности предполагает рассмотрение вопросов административно-территориального устройства, гражданства, пределов суверенитета данной публичной власти, государственных границ, межгосударственных отношений и т.д.[1] Отсюда следует важность понимания способности территориального устройства на саморазвитие, на её трансформацию в те или иные формы, так как территория является главным, формальным признаком государства. Территория не застывшее, а динамично развивающееся закономерное явление.

Однако над общими факторами функционирования, развития территорий задумываютсякрайне мало не только лица, олицетворяющие практику государственной деятельности (президенты,министры, депутаты), но и учёные – государствоведы, экономисты, философы. Нельзя сказать, что территориальное устройство – объект слабого внимания со стороны правителей и учёных. Наоборот, чрезмерный акцент на данную
проблему делает её уязвимой. Другое дело, не все задумываются над закономерностями развития территорий, их историческими особенностями.

Несмотря на то, что в различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии, форма административно-территориального устройства государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. И в данной работе хотелось бы подробно изложить формы территориального устройства, выдвигаемые российскими учёными, и провести их систематизацию. Особое внимание будет уделено проблеме административно-территориального устройства Российской Федерации.