Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Классификация по характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров [3].

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Классификация по происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

Классификация по способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров [4].

2 Нормативно-правовые основы осуществления Таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в Законе РФ «О таможенном тарифе» и в других правовых актах.

Согласно Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ [5].

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Согласно законодательству государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [6].

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. Разработку соответствующих нормативных актов на ведомственном уровне обеспечивал ранее ГТК РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГТК РФ преобразован в Федеральную таможенную службу.

Главное внимание в деятельности таможни уделяется в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Таким образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения:

- в области таможенного дела;

- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- возникающие в процессе таможенного оформления;

- возникающие в процессе таможенного контроля;

- возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

- по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

← Пред. стр. 2 из 6 След. стр. →
Вперед: Цели и объекты сертификации
Назад: Таможенные льготы при уплате таможенных платежей
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)