Сущность контрабанды

Курсовая работа: Сущность контрабанды

Содержание

Введение. 2

1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.. 4

1.1 Понятие объекта контрабанды.. 4

1.2 Объективная сторона контрабанды.. 8

1.3 Субъект и субъективная сторона контрабанды.. 13

2. Квалифицированные виды контрабанды.. 16

3. Проблемы квалификации контрабанды.. 21

Заключение. 30

Список литературы.. 32

Введение

Даже беглое обозрение исключительно бедной и относящейся преимущественно к первой фазе развития нашего государства литературы по таможенным вопросам показывает, что в юридической науке почти совершенно отсутствует научная разработка теоретических проблем таможенного права. Это сказалось как на освещении в советской юридической литературе отдельных вопросов таможенного законодательства, так и на практической деятельности таможенных учреждений и других органов государства (суда, прокуратуры и милиции), которым в той или иной степени приходится сталкиваться с нормами таможенного права. Особенно наглядно такое положение сказалось в области борьбы с контрабандой.

В соответствии с таможенным законодательством зоны таможенного контроля создаются не только непосредственно на таможенной границе в месте ее пересечения, но и в других местах. Такими местами чаще всего являются аэропорты, морские и речные порты. Кроме того, по просьбе отправителя товара таможенный контроль осуществляется на территории, принадлежащей владельцу товара. Это может быть склад, цех либо другое помещение. Поскольку в таких зонах лица, вывозящие товар, совершают составляющие порядок перемещения действия перед пересечением таможенной границы, то в случае обнаружения сокрытия товаров от таможенного контроля, недостоверного декларирования и т.д. такие действия квалифицируются как покушение на контрабанду. На такой позиции стоит и судебная практика.

В соответствии с федеральным законом, принятым Государственной Думой 24 мая 1996 г., с января 1997 г. на территории России вступает в действие новый Уголовный кодекс за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки их введения.

В отличие от прежнего УК РСФСР 1960 г. новый Уголовный кодекс внес принципиальные изменения в структуру и содержание норм, предусматривающих ответственность за таможенные преступления.

Законодатель изменил понятие «государственные преступления», исключил из его содержания раздел «Иные государственные преступления» и рассредоточил содержащиеся в нем составы преступлений по другим главам Уголовного кодекса. В связи с этим такие составы, относившиеся к иным государственным преступлениям, как контрабанда (ст. 78), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 782), определенными изменениями их содержания были включены в раздел VIII нового Уголовного кодекса РФ - «Преступления в сфере экономики». В этот же раздел была перенесена из главы VI «Хозяйственные преступления» предыдущего УК ст. 1626, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таким образом, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации появился блок норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, совершаемые в экономике страны, а точнее - в одной из ее важнейших отраслей - внешнеэкономической деятельности, который был включен в главу XXII «Преступления в сфере экономической деятельности», поскольку вышеназванные преступления, в конечном счете, нарушают нормальную экономическую деятельность государства и других хозяйствующих субъектов в целом.

Цели работы – определить сущность контрабанды.

Задачи работы – представить уголовно-правовую характеристику контрабанды; рассмотреть спорные вопросы квалификации.

1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды

1.1 Понятие объекта контрабанды

Вопрос об объекте контрабанды, как родовом, так и непосредственном, в юридической литературе является дискуссионным. В значительной степени это объясняется тем, что, во-первых, в законе отсутствует прямое указание на виды общественных отношений, выступающих в качестве объекта контрабанды, и, во-вторых, контрабанда, как и многие другие преступления, может причинить вред одновременно нескольким видам общественных отношений, охраняемых уголовным законом (например, незаконный ввоз наркотических, сильнодействующих, ядовитых и т. п. веществ посягает на установленный порядок их перемещения через таможенную границу РФ и здоровье населения).

При определении родового объекта контрабанды традиционно исходят из того, в каком разделе Особенной части Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена законодателем в главу 22 “Преступления в сфере экономической деятельности”, которая, в свою очередь, является составной частью восьмого раздела УК РФ “Преступления в сфере экономики”.

Авторы учебного пособия “Новое уголовное право России” определяют родовой объект преступлений в сфере экономики как “охраняемую государством систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономики” [1]. Н. А. Лопашенко пишет: “...родовой объект преступлений, осуществляемых в сфере экономической деятельности,- общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления этой деятельности” [2]. В.И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что “родовым объектом контрабанды является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации” [3]. В ряде учебных изданий по уголовному праву России можно обнаружить схожие определения данного понятия.

Согласно указанию ГТК РФ от 11.07.96 г. № 01-14/606 “О таможенном оформлении записанных носителей информации” предметом внешнеторговой сделки является совокупность носителя и записанной на нем информации, причем сам носитель призван выполнять вспомогательные функции. В ст. 1 данного Указания ГТК РФ говорится, что “при ввозе на таможенную территорию носителей информации (магнитных дисков, бумажных носителей информации и т. д.) с записанной на них информацией товаром является не собственно носитель информации, а указанный носитель с записанной на нем информацией в совокупности. Соответственно таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из того, что в нее включается как стоимость самой информации, так и стоимость ее носителя”.

Правовой базой участия России в международном информационном обмене является Федеральный закон от 4.07.96 г. “Об участии в международном информационном обмене”.