Правовое законодательство РФ о контрабанде

Наступление преступных последствий не требуется. При этом следует отметить, что установление только факта противоправного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации для привлечения лица к уголовной ответственности недостаточно. Необходимо в обязательном порядке доказать способ незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, а именно: перемещение помимо таможенного контроля; перемещение с сокрытием от таможенного контроля; перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; перемещение, сопряженное с недекларированием; перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием. Для привлечения к уголовной ответственности за данное деяние достаточно установить хотя бы один из указанных способов, разумеется, при наличии и других оснований, указанных в диспозиции ст. 188 УК РФ.

Предметом контрабанды являются любые товары (в том числе продукты питания, одежда, обувь, транспортные средства, газовое, холодное оружие, электрическая, тепловая и иные виды энергии, валюта и ценности), соответствующие своему юридическому понятию (ч. 1 ст. 188 УК РФ), а также иные предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 188 УК РФ). Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ является установление крупного размера перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ примечание к ст. 188 УК РФ признано утратившим силу [1]. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров или предметов на момент совершения преступления превышает 250 тысяч рублей. При расследовании уголовного дела для установления стоимости контрабандного товара должна назначаться товароведческая экспертиза. Суды должны располагать соответствующими экспертными заключениями, если лицу предъявлено обвинение в контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ. Проведение экспертного исследования в этом случае необходимо для отнесения предметов к названным веществам (средствам), а также для определения их вида. Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением, требуются специальные познания, то по делу также необходимо проведение экспертизы. Отсутствие данных о крупных размерах стоимости контрабанды исключает уголовную ответственность по ч. 1 ст. 188 УК РФ и влечет наказание по ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ.

Однако при определении размера уголовно наказуемой контрабанды возникают достаточно серьезные проблемы. Сложившаяся судебно-следственная практика свидетельствует о том, что оценка предметов контрабанды в одних случаях производится исходя из их таможенной стоимости, но в большинстве случаев применяются рыночные цены. Объясняется это еще и тем, что следователи, назначая товароведческую экспертизу, просят установить рыночную стоимость контрабандного товара. Эксперты дают свои заключения в соответствии с поставленными им вопросами.

Между тем анализ норм ТК РФ свидетельствует о том, что ни в одной из них нет ссылок на возможность применения рыночных цен к товарам, перемещаемым через таможенную границу. При декларировании товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должна указываться их таможенная стоимость (ст. 124 ТК). Согласно ст. 323 ТК таможенная стоимость товаров определяется декларантом в соответствии с действующим законодательством РФ [2] и заявляется в таможенный орган при декларировании. Для подтверждения указанной стоимости товаров декларант представляет соответствующие документы.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 188 УК, незаконность действий лица, перемещающего товары через таможенную границу, так или иначе связана с содержанием декларации, которую это лицо должно было заполнить, но не сделало этого или внесло в нее сведения, не соответствующие фактической стоимости товара. Указания в декларации какой-либо другой стоимости, кроме таможенной, закон не предусматривает.

При рассмотрении материалов доследственной проверки, представленных таможенным органом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо уже возбужденного и требующего производства дальнейшего расследования, необходимо убедиться, что протоколы и иные документы, составленные при проведении таможенного контроля либо при производстве по делам об административных правонарушениях, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Если обнаружится, что документы составлены с нарушением, то они не будут иметь доказательственного значения. Аналогичным образом должен быть решен вопрос и в отношении вещественных доказательств. Вещественными доказательствами служат: товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; иные предметы, сохранившие на себе следы, могущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил и выявлению лиц, его совершивших, а также установлению фактических обстоятельств дела.

Уголовное дело может быть возбуждено при наличии законных поводов и достаточных оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 140 УПК РФ: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Такую информацию, как правило, получают при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля, при проверке документов, досмотре транспорта, грузов, личном досмотре. Анонимные заявления, сообщения по телефону лица, отказавшегося назвать себя, не являются поводом для возбуждения уголовного дела. Поэтому все полученные сотрудниками таможенного органа при осуществлении таможенного контроля, сотрудниками органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий фактические данные, на основе которых можно установить какое-либо обстоятельство, имеющее значение для дела, являются доказательствами совершения преступления.

← Пред. стр. 2 из 5 След. стр. →
Вперед: Правове регулювання вільних економічних зон
Назад: Особливості фіксації та вилучення слідів транспортних засобів
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)