Правовое регулирование свободных экономических зон

Курсовая работа: Правовое регулирование свободных экономических зон

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. История развития свободных экономических зон

2. Классификация свободных экономических зон

3. Свободные экономические зоны на пространстве СНГ

4. Создание свободных экономических зон в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Россия – востребованный участник международных отношений, однако ее стратегической задачей является изменение основополагающих механизмов интеграции национального хозяйства в мировую экономику путем постепенного снижения сырьевой ориентации экспорта, компенсируемого развитием высоких технологий, усилением финансовых институтов, инфраструктурных отраслей экономики и информационного сектора. Одним из способов указанной интеграции в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностранными государствами на внутреннем и внешнем рынках, может стать использование института особых экономических зон, прообразом которых стали свободные экономические зоны (далее – СЭЗ).

В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур под свободной экономической зоной понимается часть государственной территории, на которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю [1].

Цель данной работы – проанализировать историческое развитие свободных экономических зон, а также их современное правовое положение.

1. История развития свободных экономических зон

История СЭЗ началась с поисков институциональных инструментов (организационно-правовых форм и специальных финансовых режимов) решения проблемы обеспечения открытости национальных экономик для свободной международной торговли, подготовивших предпосылки для развития более высоких фаз процесса мировой экономической интеграции. Научный подход к формированию современных СЭЗ стал формироваться в конце XVIII – начале XIX века, когда сначала А. Смит в 1776 году («Исследования о природе и причинах богатства народов»), а затем и Д. Рикардо в 1817 году («Принципы политэкономии и налогообложения») исследовали основы международной торговли. Государства и многонациональные корпорации, заинтересованные во внешних рынках, пытались приспособиться к специфическим неопределенностям международной торговли. Именно к этому времени можно отнести образование СЭЗ первого поколения – свободных торговых зон и свободных (беспошлинных) таможенных зон. Главная функция СЭЗ – включение – открытой экономики страны в систему мирохозяйственных связей активизировалась с помощью зон второго поколения – экспортно-производственных зон, необходимость создания которых возникла в 60-х годах XX века в рамках экономических стратегий развивающихся стран, которые испытывали потребность стимулирования промышленного экспорта и притока иностранного капитала для повышения уровня занятости населения. Еще более усилило процесс формирования открытости национальных экономик создание зон третьего поколения – зон технико-внедренческого типа за счет увеличения мощности потока трансграничного движения капитала и технологий. В 90-х годах XX века в мире функционировало свыше 7 тыс. научных парков, технополисов, инновационных центров и других типов технико-внедренческих зон [2].

2. Классификация свободных экономических зон

В настоящее время расширение масштабов процесса интеграции происходит в результате создания сервисных зон, в том числе офшорных зон, комплексных и международных СЭЗ. Такие СЭЗ получили название зон четвертого поколения – СЭЗ интеграционного типа. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих в ней. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставание в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межгосударственной производственной кооперации.

Создание новой производственной и прочей инфраструктуры в СЭЗ неизбежно привносит в конкретную национальную экономику несвойственные ей способы производства, прежде всего связанные с формами предпринимательства. В СЭЗ по-другому, чем на остальной территории страны, осуществляются финансирование и производственно-сбытовая деятельность, экономические отношения в связи с производством и распределением добавленной стоимости, созданной в СЭЗ. Эти отношения связаны с системой экономических стимулов (налоговых, валютных, таможенных, денежно-кредитных и других), которые могут быть определены как преднамеренно видоизмененные по сравнению с господствующими в данной стране.

Еще одно свойство, присущее всем СЭЗ, – это способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие связанные с ними, непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории. Это свойство возникает несмотря на определенную обособленность СЭЗ, поскольку они всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Все последствия развития СЭЗ способствуют интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже других странах.

В зависимости от реализуемых целей государство идет на создание в стране различных видов СЭЗ, которых в современной мировой практике существует более 25. Классификацию современных СЭЗ можно осуществить по таким основным критериям, как характер деятельности или функциональное предназначение; степень интегрирования в мировую и национальную экономику; отраслевой признак; характер собственности.

По характеру деятельности или функциональному предназначению можно выделить шесть основных типов СЭЗ: торговые СЭЗ, экспортно-производственные СЭЗ, технико-внедренческие СЭЗ, офшорные центры, комплексные СЭЗ.

К торговым СЭЗ относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. Этот тип СЭЗ в чистом виде не получил широкого распространения, что привело к их трансформации в промышленно-производственные СЭЗ.

Промышленно-производственные СЭЗ сочетают в себе организацию производств, работающих как на внутренний рынок (импортозамещение), так и производящих продукцию для внешних потребителей (экспортная ориентация). Продукция, выпускаемая в промышленно-производственных СЭЗ, отличается высокой конкурентоспособностью, главным образом из-за малых издержек производства, обусловленных полным освобождением от пошлин и налогов на ввозимые сырье и материалы и низкими расходами на оплату труда местных рабочих.

Если в промышленно-производственных СЭЗ создавалось в основном крупносерийное производство, то в технико-внедренческих СЭЗ осуществляется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, организуется экспериментальное производство. В случае удачных экспериментов налаживается массовый выпуск продукции.