Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Дипломная работа: Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Юридический факультет

Кафедра государственного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления

товаров и транспортных средств через таможенную границу

Санкт-Петербург 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления

1.3. Правовая регламентация декларирования товаров

1.4 Выпуск товаров

Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим

2.1 Понятие и виды таможенного режима

2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам

2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Реформа экономической системы России, также нацеленная на создание развитого рыночного хозяйства, потребовала разработки нового механизма государственного регулирования в сфере экономики, в том числе и в области внешнеэкономических отношений. Важной составной частью этого механизма является таможенная система России, обретшая вновь свои "традиционные" функции и играющая сейчас все более заметную роль в осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Рассматриваемая мною тема, является актуальной не только в теоретическом отношении, но и важна в практическом плане. Таможенная служба ровесница суверенного Казахстана. С обретением нашей республикой независимости, появление принципиально новой структуры в государственном обустройстве, каковой является таможня, стало объективной необходимостью. На таможенные органы были возложены не простые задачи по обеспечению защиты экономических интересов государства. Таможенные органы Республики Казахстан при осуществлении своих функций сотрудничают с таможенными и иными органами иностранных государств и международными организациями.

Суверенные государства сами определяют те области (сферы), правовое регулирование, в которых направленно на обеспечение национальных интересов и безопасности и осуществляется государственными органами.

К таковым относится таможенная сфера, появившаяся в связи с обретением Казахстаном независимости и суверенитета.

Успешное функционирование таможенной системы дружественных государств предполагает ее соотносимость, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, совершенствование законодательства в области таможенного дела, в том числе принятия новых Таможенных кодексов Российской Федерации [1] и Республики Казахстан [2].

Основной целью данной работы является сравнительный анализ особенностей перемещения через таможенную границу и таможенного оформления товаров и транспортных средств в Российской Федерации и Республике Казахстан. При этом акцент делается на раскрытии порядка применения таможенных режимов.

Первая глава дипломной работы носит аналитический характер. В ней рассматриваются общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан.

Вторая глава посвящена раскрытию порядка помещения ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных средств под какой-либо таможенный режим.

Задачами квалификационной работы являются:

– изучение и обобщение научного материала, нормативно-правовой базы перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств, с учетом положений Таможенных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан;

– исследование правовых основ, требований, обусловленных порядком таможенного оформления;

– рассмотрение основных таможенных режимов, их использование в практике внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что рассмотрению отдельных вопросов связанных с таможенными правоотношениями и обеспечением законности в деятельности таможенных органов уделялось внимание в трудах А.Н. Козырина [3], Б.Н. Габричидзе, [4] И.В. Тимошенко, [5] Н.Н. Косаренко [6], А.Ф. Боровикова [7], К.А. Бекяшева., Г.В. Матвиенко [8], и др. А так же при подготовке данной работы автором использованы законодательные акты Российской Федерации и Республики Казахстан, правовые акты таможенных органов и материалы правоприменительной практики.

Однако до настоящего времени комплексного труда по данной работе не создано, что оставляет широкое поле для дальнейшей работы в этом направлении. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Либерализация внешнеэкономической деятельности на территории России предопределила позицию государства в отношении субъектов ВЭД, изменила характер таможенных правоотношений в целом. Наметилась тенденция перехода от правоотношений "таможня для правительства" к либеральной, основанной на международных и конституционных принципах построения, работе таможенных органов, деятельность которых направлена на защиту интересов физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ("таможня для участников ВЭД"). [9]