Практика рассмотрения дел с участием таможенных органов

В ходе судебного заседания установлено, что представленные заявителем при таможенном оформлении инвойсы к контракту, декларация страны отправления и иные документы являются недостоверными, поскольку содержат противоречивые сведения, не позволяющие определить количество ввезенного товара и его стоимость. Заявителем факт различия в стоимостных величинах ввезенного товара согласно экспортным китайским таможенным декларациям, инвойсам и приложениям к контракту не оспаривается, что свидетельствует о недостоверности изложенных в указанных документах сведений.

Кроме того, судом установлено, что по условиям контракта товар поставляется китайской стороной на условиях СРТ-Гродно. Согласно таможенной декларации на экспортный товар доставка должна осуществляться морской перевозкой до порта Клайпеда (Литва). Следовательно, оговоренные в контракте условия сделки не соответствуют условиям, изложенным в экспортной декларации, на которую ссылается заявитель.

Поэтому суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии решения таможни действующему законодательству и в удовлетворении заявления ООО "В" отказал. Апелляционная инстанция оставила данное решение без изменения. При этом судебные инстанции учитывали следующее.

Согласно ст. 13 Закона о таможенном тарифе определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения одного из шести методов: по цене сделки с ввозимым товаром; по цене сделки с идентичным товаром; по цене сделки с однородным товаром; на основе вычитания стоимости; на основе сложения стоимости; резервного метода. Основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимым товаром.

В силу ст. 23 вышеназванного Закона таможенный орган вправе принимать решение о допустимости применения избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара и правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости. При отсутствии документов и информации, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при наличии оснований полагать, что предоставленные сведения не являются достоверными или достаточными, таможенный орган имеет право самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения стоимости на основании имеющихся у него сведений с корректировкой, осуществляемой в соответствии с Законом.

Взыскание пени и применение экономических

санкций

Согласно ст. 5 ТК в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 119 ТК таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. 3

Пример

Хозяйственный суд рассмотрел дело по заявлению индивидуального предпринимателя С. (далее - ИП С.) к таможне о признании недействительным решения о взыскании таможенных платежей, пени и применении экономических санкций. В удовлетворении заявленного ИП С. требования было отказано.

Постановлением хозяйственного суда апелляционной инстанции решение хозяйственного суда первой инстанции изменено. Решение таможни признано недействительным в части взыскания пени. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее - Кассационная коллегия) постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции изменено в части признания недействительным решения таможни о взыскании пени. В остальной части постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В дальнейшем первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда (далее - ВХС) на основании представления заместителя Председателя ВХС внес протест в Президиум ВХС, в котором ставился вопрос об изменении принятых по делу судебных постановлений в связи с существенными нарушениями норм материального права, удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным решения таможни о взыскании пени и экономических санкций.

Постановлением Президиума ВХС данный протест был удовлетворен частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.05.2006 заявитель ввез на таможенную территорию Беларуси автобус "Сетра" и оформил его в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с уплатой таможенной пошлины по ставке 20% от таможенной стоимости, руководствуясь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 № 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" (далее - постановление № 865), что подтверждается грузовой таможенной декларацией (далее - ГТД).

Вместе с тем Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 349 "О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары" 4 (далее - Указ № 349) сроком на девять месяцев были установлены ставки ввозных таможенных пошлин на товары, перечисленные в приложении к Указу № 349, в размере 50% таможенной стоимости, но не менее 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя. Согласно п. 3 Указа № 349 он вступил в силу с 05.05.2006. Официально Указ № 349 был опубликован 05.06.2006.

Таможенный орган, учитывая, что срок вступления Указа № 349 в законную силу - 05.05.2006, составил акт о возникновении таможенной задолженности от 14.06.2006. На основании данного акта таможней принято решение от 20.06.2006 в отношении ИП С. о взыскании таможенных платежей, пени и применении экономических санкций. В обоснование принятого решения таможня указала на выявление факта неуплаты ИП С. в полном объеме таможенных платежей и несоответствие примененной ставки таможенной пошлины Указу № 349. Размер пени согласно расчету начислен за период с 27.05.2006 по 14.06.2006 в размере 425 474 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленного ИП С. требования, хозяйственный суд первой инстанции указал, что, поскольку заявитель после опубликования Указа № 349 и до проведения проверки не направил в банк поручение на уплату установленных платежей, экономические санкции и пеня начислены таможенным органом обоснованно.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции согласился с выводами хозяйственного суда первой инстанции в части, касающейся отказа заявителю в удовлетворении требования о признании недействительным решения о взыскании таможенных платежей, экономических санкций и частично пени. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об обоснованности исчисления пени за неуплату таможенных платежей с момента предъявления ГТД, то есть с 27.05.2006. При этом хозяйственный суд апелляционной инстанции указал, что возникновение таможенной задолженности для начисления пени должно исчисляться не с момента предъявления таможенной декларации, а со дня, следующего за днем опубликования Указа № 349, то есть с 06.06.2006 по 14.06.2006 (дата составления акта о возникновении таможенной задолженности).

← Пред. стр. 2 из 3 След. стр. →
Вперед: Задачи контроля таможенных органов. Правовое и организационное обеспечение контроля
Назад: Правове регулювання вільних економічних зон
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)