Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Реферат: Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Понятие и виды таможенно-правовых норм

Норма таможенного права представляет собой писанное правило поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенных порядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность таможенных норм составляет предмет и содержание самого таможенного права как формирующейся юридической науки. Отдельно взятая норма таможенного права, группа таких норм – это еще не само таможенное право. Таможенное право, как и право вообще, – прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества» [1]. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, - это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе – таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Во-вторых, нормы таможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Правительства Беларуси.

В-третьих, нормы таможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия на таможенные отношения.

В-четвертых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников таможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную и прогностическую информацию [2].

В норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.

По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы таможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанности физических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.

Процессуальные нормы таможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права. Так, в Законе Республики Беларусь «О таможенном тарифе» законодатель определяет совокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой и реализуемых конкретными субъектами при перемещении товаров через таможенную границу.

По направленности поведения участников таможенных отношений рассматриваемые нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Норма таможенного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности. Подобные нормы можно называть обязывающими таможенно-правовыми нормами. Например, ст. 173 ТК констатирует: «При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим кодексом». Эта норма предписывает декларанту совершение определенных действий и, таким образом, является обязывающей нормой таможенного права.

Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст. 176 ТК гласит о том, что в процессе изменения или дополнения таможенной декларации нельзя расширять или сужать ее действия. При этом, должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе, по поручению или по просьбе лица заполнять письменную таможенную декларацию, изменять и дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех данных, которые отнесены к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации. Следовательно, эта статья запрещает расширять или сужать сферу действия декларации при ее изменении или дополнении, а также запрещает производить какие-либо действия сотрудникам таможенных органов помимо таможенной декларации; в противном случае наступят меры административного наказания. Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.

Многие нормы таможенного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормы называются управомочивающие нормы таможенного права. Например, ст. 226 ТК устанавливает, что в целях таможенного оформления таможенные органы имеют право брать пробы и образцы товаров и производить их исследование (экспертизу), если они не управомочены в это время совершать также иные действия. Следовательно, указанная статья устанавливает управомочивающую норму таможенного права.

Нормы таможенного права могут быть классифицированы по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных правоотношений.

Значительное число данных норм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащие соблюдению. Такие нормы называются определенными.