Контрабанда наркотических средств

Так, в результате образования в рамках СНГ Таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан. Кыргызской Республикой. Российской Федерацией и Республикой Таджикистан) пограничный контроль переносится на внешние границы входящих в него государств. При этом сохраняется самостоятельность таможенного законодательства каждого из государств. Данное обстоятельство порождает ряд проблем в правовой и практической плоскостях и является сдерживающим фактором в повышении эффективности противодействия контрабанде наркотиков на границах.

Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. В указанном Соглашении вопрос создания надлежащего контроля на границах Таможенного союза, их оформления и обустройства не нашел своего отражения, а призванный устранить этот недостаток проект «Программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - участников Таможенного союза» все еще находится на стадии разработки и согласования.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст. 188 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-лстнсго возраста. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, поскольку в последнее время крупные контрабандные партии наркотиков отправляются под видом законного груза, или сокрытые в нем, в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний. В целях восполнения данного пробела целесообразно установить уголовную ответственность юридических лиц за осуществление контрабанды наркотиков, например, в виде наложения на фирму, компанию или предприятие штрафных санкций. а также уголовного преследования руководства и лиц, непосредственно ответственных за совершение противоправных деяний.

Подобная практика, в частности, получила широкое распространение в Китае. Здесь в 1987 г. Таможенным кодексом (ст. 47) впервые введена уголовная ответственность предприятий, непроизводственных структур, государственных учреждений и общественных организаций в действия, квалифицируемые как контрабанда. А в 1997 г. принят Уголовный кодекс, который содержит статью под названием «корпоративные преступления».

Что касается наказания за действия, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 188 УК РФ, оно является достаточно либеральным и не соотносится с характером и тяжестью последствий. В Уголовном кодексе должна фиксироваться «адекватность реагирования законодателя на осложнение количественно-качественных показателей наркомании и наркотизма в стране». Тенденция усиления наказания за деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, отчетливо прослеживалось в УК РСФСР 1922. 1926. 1960 гг., однако в новом кодексе она не наблюдается и пределы наказания неоправданно снижены. Представляется, что ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков вплоть до установления максимального срока лишения свободы усилило бы эффективность борьбы с ней.

За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути ил поступления, выявить новые способы маскировки груза.

В то же время успешные действия сотрудников правоохранительных органов вынуждают наркодельцов приспосабливаться и искать новые каналы и методы транспортировки наркотиков, что в свою очередь обуславливает необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия России с зарубежными государствами как в правовой, так и в практической сфере.

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ

Продолжающийся рост контрабанды наркотических средств и их транзитного перемещения через территорию России может в равной степени свидетельствовать об отсутствии как достаточно эффективной нормативно-правовой базы в сфере оборота наркотиков и механизма ее реализации, так и действенного механизма международного сотрудничества правоохранительных органов в данной сфере.

Специалисты, занимающиеся исследованием современного процесса глобализации, его истоков, тенденций и перспектив, пришли к выводу, что «глобализация реализует свои потенции через регионализацию: т.е. через децентрализацию мирового пространства и последующее повышение жизнеспособности составляющих это пространство территориальных (экономических, политических) образований.

Таким образом, нисколько не умаляя значения сотрудничества государств на универсальном уровне, следует отметить, что большое внимание должно уделяться и сотрудничеству на региональной основе, т.е. в пространстве СНГ.

Необходимость осуществления такого взаимодействия, его основные направления и формы находят свое отражение в многосторонних и двусторонних межправительственных и межведомственных соглашениях в рамках Содружества, прежде всего в Соглашении о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 г. (киевское Соглашение). Вопросы, связанные с повышением активности и эффективности совместной деятельности правоохранительных органов, также неоднократно становились предметом обсуждения на заседаниях Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ, отражались на объединенных коллегиях министерств внутренних дел, в решениях совещаний руководителей служб по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Одной из форм сотрудничества подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в области противодействия контрабанде наркотиков является осуществление совместных международных, межведомственных оперативно-профилактических и специальных операций.

Значение этих мероприятий состоит в том, что основные усилия сосредотачиваются на недопущении проникновения наркотиков на российский «черный рынок» вне зависимости от того, находятся они на границе или уже проникли на территорию России, что может позволить существенно сократить объемы незаконной наркоторговли в нашей стране.

Действенным инструментом борьбы с контрабандой наркотиков на международном уровне является совместное проведение такой специальной операции, как контролируемая поставка. Метод контролируемой поставки был разработан в 70-х годах сотрудниками Интерпола как международная система скрытого полицейского контроля грузов, связанных с наркотическими средствами, в связи со значительным ростом контрабанды наркотиков.

← Пред. стр. 2 из 3 След. стр. →
Вперед: Контрабанда: особенности квалификации по предмету преступления
Назад: Анализ информационного обеспечения управления таможенной деятельностью
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)