Социальное обеспечение

В результате реформ, проведенных в Российской Федерации в начале 1990-х годов, были заложены основы новой системы социального обеспечения населения, а также созданы государственные социально-страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (1991), Фонд социального страхования РФ (1992), Фонд занятости населения РФ (1993), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (1993).

В принятом в 1999 г. Федеральном законе "О государственной социальной помощи" №178-ФЗ были сформулированы основные цели предоставления государственной социальной помощи: "...поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума". Закон устанавливает получателей государственной социальной помощи — только тех граждан, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых в данную сферу.

В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных законодательных актах, принятых в 1990-х годах, предусматривается выплата различных пособий, льгот и компенсаций определенным категориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий; лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Герои Советского Союза и Герои России; доноры; военнослужащие, участвовавшие в разрешении вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на ПО "Маяк", Семипалатинском полигоне, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.

Таким образом, реформы, проведенные в социальной сфере в 1990-х годах, практически не коснулись базовых принципов предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту населения, принимались накануне избирательных кампаний и носили ярко выраженный политический характер. Их существенный недостаток заключается в том, что большинство социальных пособий, выплат и льгот продолжают предоставляться на основе категориального признака, а следовательно, социальная помощь не достигает малоимущих граждан. Повышение адресности социальной поддержки населения невозможно до тех пор, пока не будут решены проблемы с финансированием уже принятых государством расходных обязательств, касающихся социальной помощи.

В настоящее время необходимость реформирования системы финансового обеспечения социальной защиты населения в России общепризнанна. На правительственном уровне принимаются концепции реформирования пенсионной системы, модернизации системы обязательного медицинского страхования, однако отсутствует целостная концепция финансового обеспечения защиты населения.

Можно выделить следующие основные направления развития финансового обеспечения социальной защиты населения в Российской Федерации:

• обеспечение адресности социальной помощи;

• приведение расходных обязательств в соответствие с доходными возможностями органов власти, которые уполномочены финансировать социальную помощь населению;

• повышение эффективности социальной помощи.

Повысить эффективность социальной помощи можно обеспечением адресности и предоставлением равных возможностей доступа к социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются.

Предоставление социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах малообеспеченных слоев населения. Таким образом достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных.

Предоставление равных возможностей доступа к социальной поддержке тех граждан, кто реально в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключает доступ к ней прочих категорий населения.

На эффективность социальной помощи также влияет отношение объема трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи.

В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов социального обеспечения.

Принципы социального обеспечения. Система социального обеспечения основывается на следующих главных принципах.

1. Солидарность. Принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.

2. Всеобщность. Социальное обеспечение распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или иных признаков.

3. Адресность. Социальная помощь предоставляется только семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, при этом:

• помощь оказывается не категориям населения, а семьям и гражданам;

• проводится выявление и учет малоимущих слоев населения;

• проводятся проверки обеспеченности населения.

4. Общедоступность. Означает, что условия, которые дают право на получение социальных пособий и льгот, доступны каждому.

5. Многообразие. Принцип закрепляет разные формы и виды социального обеспечения: государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, индивидуальные средства передвижения инвалидам, пособия многодетным семьям и одиноким матерям и т.д.

Именно от полной реализации этих принципов зависит эффективность новой системы социального обеспечения.

2. Государственные пенсии

В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимает пенсионное обеспечение. Управление финансами государственного пенсионного обеспечения возложено на Пенсионный фонд РФ. Объем получаемых Фондом доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 г. составил более 1,5 трлн руб. За счет средств Фонда пенсии получают 38,2 млн российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), по государственному пенсионному обеспечению, военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих.

В целях достижения долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и формирования стабильного источника для дополнительных доходов в социальную сферу с 2002 г. в России проводится пенсионная реформа. Она направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополнение ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Существовавшая ранее система пенсионного обеспечения лишь перераспределяла средства между группами населения с разным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительной степени стала накопительной, она учитывает пенсионные права граждан в зависимости от их заработной платы и пенсионных взносов.

Основные отличия новой пенсионной модели от предыдущей заключаются в следующем:

← Пред. стр. 2 из 8 След. стр. →
Вперед: Браки с гражданами иностранных государств
Назад: Вводная лекция. Лекция 1
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)