Просветители второй половины ХIХ века

В Казахстане негативные последствия русского колониализма сказались в полном подрыве не только стимулов к экономическому росту (пусть даже стихийному), но и в утрате достигнутых рубежей развития кочевого хозяйства из-за насильственного изъятия царизмом земель, на которых веками закреплялись маршруты кочевания степных номадов [13]

В политике переход казахов в русское подданство сопровождался полной утратой ими даже самых ничтожных элементов самостоятельности, безграничным господством колониальной бюрократии, безудержным произволом властей, открыто обиравших прежде всего трудящиеся слои общества путем обложения их всякого рода пошлинами, наложения повинностей и отработок, взимания ничем не обоснованных податей, да и просто взяток [14]. Все это, совершенно естественно, вызывало протесты, возмущение и даже стихийные, а подчас и организованные выступления низов против собственных и царских угнетателей.

Однако сказанное вовсе не означает, что русская колонизация Казахстана не имела никаких позитивных последствий. Они, безусловно, были, и были главным образом, в социально-культурной сфере.

Присоединение Казахстана к России во всю ширь открыло ворота для проникновения в Казахскую степь передовой русской, а через нее и прогрессивной европейской культуры. Благодаря именно русскому влиянию в Казахстане культура кочевого быта, всецело связанная с животноводством, стала постепенно видоизменяться за счет внедрения в живую ткань ее функционирования элементов культуры оседлого, городского быта. В разных уголках Степи стали появляться вполне соответствующее городским стандартам тех времен жилые дома, усадьбы и даже отдельные компактно расположенные поселения.

Но не в этом главное. Значительно важнее обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX в. чуть ли не эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже. Именно на границе Казахстана с Сибирью и восточной частью России разворачивалась историческая деятельность Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А.Кунанбаева, известного сибирского ученого и публициста Г.Потанина. Здесь же в рассматриваемый период прошли плодотворные годы жизни Ф.М. Достоевского, С.Ф. Фурова, Е.П. Михаэлиса, Н.И. Долгопалова и многих других. Чрезвычайно удивительным фактом является то. Что завязалась поистине искренняя и прочная дружба лучших сынов русского народа с наиболее одаренными и образованными представителями казахского общества. Итогом этой бескорыстной дружбы явилось создание богатейшего идейно-теоретического и культурного наследия, оставившего свой глубокий след в истории и оказавшего огромное влияние на интеллектуальное развитие последующих поколений людей [15].

1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитие

XIX век в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучение края внесли П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.А. Северцев, И.В. Мушкетов, В.В. Радлов и др. Большое влияние на развитие образование и культуры оказала передовая русская интеллигенция. В Казахстан в 1847-1857 гг. отбывал ссылку украинский поэт Т.Г. Шевченко [16].

Казахстан стал объектом изучения отдельной Русского географического общества, здесь работали культурно–просветительские учреждения и статистические открывались краеведческие музеи, изучались Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. Общественно- политическая деятельность выдающегося казахского ученного и просветителя- демократа Чокана Чингизовича Валиханова протекала в середине XIX столетия в тесной связи с теми историческими событиями, которые происходили в жизни России и Казахстана.

Экономической основой русского общества в то время оставались феодально- крепостническая система хозяйства и связанные с нею феодальные производственные отношения.

К середине XIX века феодально - крепостнический строй в России переживал глубокий экономический и политический кризис. Основой этого кризиса был обостряющейся конфликт между развивающимися производительными силами и государствовавшими в то время феодальными производственными отношениями.

В недрах феодального хозяйства России к этому времени получили известное развитие новые производительные силы и соответствующие им новые, капиталистические, производственные отношения. Они с закономерной неизбежностью все шире проникали в экономику, разлагая отжившую феодально- крепостническую систему.

Социально- экономические процессы, происходившие в России в середине XIX века было в основном завершено. Начало принятия российского подданства Младшим жузом относится к 30 годам XVIII века, а окончательное присоединение завершилось к 60 годам XIX века. Это был период, когда казахский народ, по словам Валиханова, преследуемый постоянными набегами среднеазиатских ханств, обращает свои взоры «к границам могущественной России, чтобы искать ее помощи и покровительства» [17].

Присоединение Казахстана к России, несмотря на колониальный режим царизма, имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития казахского народа. Полностью подтвердилось высказывание Ф. Энгельса о том, что «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку…» [18]

С завершением процесса присоединения к России социально- экономическое развитие Казахстана протекало под воздействием экономики России. В Казахстане была ликвидирована феодальная раздробленность, прекратились постоянные феодальные междоусобные войны . Отмечая исторические корни дружбы двух народов, Чокан Валиханов писал, что казахи считают себя братьями русских по отечеству, «сверх того мы…. связаны с русскими историческим и даже кровным родством» [19]

Первым идейным выразителем этой дружбы был сам Ч. Валиханов

← Пред. стр. 3 из 15 След. стр. →
Вперед: Свойства алюминия и области применения в промышленности и быту
Назад: Причины и последствия Великой Отечественной войны
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Тест (0)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)