Просветители второй половины ХIХ века

В работе К.Джумагулова1 раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды Ибрая Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Безусловно, оказали влияние на его творчество и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов.

В книге показана многогранная деятельность И. Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

Мукаш Каппасарович Илюсизов в своей книге «Экономические воззрения Чокана Валиханова» показал социально-экономические условия Казахстана после присоединения к России (60-е годы XIX столетия). Краткая биография и общественно-политические взгляды на экономическое развитие казахского народа Ч.Ч.Валиханова. особенно хорошо отражены взгляды Чокана об условиях и значении кочевого скотоводства, о значении земледелия, промышленности и торговли для кочевых народов. [7]

А.С.Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина» [8] детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности Ибрая Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом Ибраем Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела! [9]

В своей книге доктор исторических наук, профессор Беймбет Бабиктеевич Ирмуханов исследует исторические взгляды выдающихся мыслителей, творческое наследие которых, придало важный импульс интернационализации исторических наук. Работа содержит и краткое описание исторических взглядов великого казахского ученого XIX в. Ч.Ч.Валиханова, а также размышления автора о проблемах отечественной истории [10].

Ораз Амангалиевич Сегизбаев – автор философских наук, профессор, известный специалист в области истории мировой и казахской философии в 2001 году выпустил книгу «История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия» [11]. В книге показаны исторические предпосылки и закономерности казахского просвещения. А также большой объем посвящен основоположнику казахского просвещения Чокану Чингисовичу Валиханову; Ибраю Алтынсарину и его роли в развитии философской культуры Казахстана; Абаю Кунанбаеву, его творческой биографии. В работе удачно использован историко-генетический метод исследования в сочетании с системно-структурным анализом, что дало автору возможность вполне доступно изложить довольно сложные проблемы.

Источники.

Источниками для написания данной дипломной послужили работы известных историков и философов, в трудах которых, есть сведения о просветителях второй половины XIX в., а также работы самих просветителей, таких как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и периодическая печать.

Цели и задачи:

- изучить исторические условия деятельности просветителей второй половины XIX века.

- проанализировать социально-политическую и экономическую обстановку в Казахстане второй половины XIX века.

- показать влияние исторических условий на возникновение просветительского движения.

- раскрыть вклад в развитие страны отдельных великих личностей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева.

Структура работы: Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Глава I. Социально-политические условия развития Казахстана второй половины XIX века

1.1  Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине XIX века

В период второй половины XIX присоединения Казахстана к России было практически завершено. Этот процесс шел в несколько этапов.

Поначалу создавалось впечатление, что переход Казахстана под покровительство России может произойти мирно и без особых осложнений. Абулхаир-хану (ум. В 748 г.) удалось убедить определенную часть наиболее влиятельных представлений господствующей верхушки Младшего и некоторой части Среднего жузов добровольно перейти в подданство России [12]

В несколько завуалированной и более гибкой форме продолжил политику Абулхаира Аблай-хан (1771-1781 г.г.пр.), при котором завоевательные устремления царизма в Казахстане стали проявляться достаточно открыто. Не успев как следует закрепить свои позиции на границе с Казахстаном, царизм принял ряд указов, уставов и других решений, резко ущемлявших экономические, социальные и политические интересы практически всех слоев казахского общества. Так, 19 октября 1742 г. русским правительством был принят указ, запрещавший рядовым казахам кочевать близ реки Яик, Яицкого городка, и строящихся крепостей; 6 марта 1755 г. – Указ Коллегии иностранных дел, запрещавший рядовым казахам Среднего жуза переходить на правую сторону Иртыша, т.е. в места их постоянных и исторически закрепленных кочевых просторов. В 1822 г. специальным указом правительства России была ликвидирована ханская власть в Младшем жузе, а в 1824 г. та же участь постигла ханскую власть в Среднем жузе и т.д. Словом, началось совершенно открытое и повальное наступление царской России на социально-политическую и экономическую независимость Казахстана. Естественно, это устраивало немногих. Лишь небольшая часть пророссийски настроенной казахской аристократии, явно пытавшаяся использовать влияние Российской империи для укрепления своих экономических позиций в степи, перешла на сторону царизма. Большинство было явно недовольно складывающейся ситуацией. Все чаще стали возникать стихийные протесты, особенно в народной среде, против русской экспансии в Казахстане. Некоторые из них выливались впоследствии в вооруженные выступления против захватнической политики царизма. Наиболее крупными из них были восстания под руководством Срыма Датова в 1783-1797 г.г. и под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1838 г.г. Самым мощным антиколониальным движением, оставившим глубокий след в истории русско-казахских отношений, было движение под предводительством Кенесары Касымова в 1837-1847 г.г.