Просветители второй половины ХIХ века

Дипломная работа: Просветители второй половины ХIХ века

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Историко – филологический факультет

Кафедра «Всеобщей истории»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Просветители второй половины ХIХ века»

Выполнила студентка 4 курса

з/о «историко - филологического» факультета, специальности

«история - география»

Тарашкевич К.П.

Научный руководитель: кандидат

исторических наук, доцент

Бурханова Д.С.

Допущена к защите Протокол от

Зав. кафедрой, кандидат исторических

наук, доцент

Кожакеева А.Т.

Алматы, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

І. Введение

ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века

1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.

1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства

Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века

2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.

2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина

2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева

Заключение

Список использованной литературы

I. Введение

Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. [1]

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.

Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский» [2].

Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно» [3].

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче» [4].

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе» [5].

В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение.

Актуальность проблемы просветительства, а также интерес к жизни и деятельности, вкладу в развитие страны таких исторических личностей как Ч.Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, является основной причиной выбора мною данной темы для дипломной работы.

Историография

Проблема просветительства всегда была актуальна, о чем свидетельствует то, что к нему обращали свои взоры историки, литераторы, экономисты, географы и т.д. В ходе нашего исследования мы ознакомились с работами некоторых исследователей [6]. Среди этих работ наибольший интерес представляет работа С.Н.Маркова «Идущие к вершинам». В монографии рассказывается о жизни и деятельности выдающегося исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется не только детству и юности Чокана, т.е. жизни, быту, обычаям, нравам, царившим в тот период в Казахстане, но и немало любопытных страниц о путешествии П.П.Семенова на Тянь-Шань, о жизни ссыльного Ф.Достоевского. Автор документально подтверждает ту большую и крепкую дружбу, что связывала их и многих передовых русских людей с казахским народом, с его национальным героем Чоканом Валихановым.

Монография К.Джумагулова «Ибрай Алатынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного и основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа второй половины XIX века.